ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
СИМВОЛЬНАЯ СОЦИОНИКА.
В последнее время появилась новая ветвь в развитии типологии
К.Г.Юнга v "символьная соционика", основы которой разработаны
С.Савченко (г.Днепродзержинск).
Он сравнил типовые характеристики шестнадцати психологических
типов, используемых в "классической" соционике и типоведении с квадратом "Придворных
карт ТАРО", содержащим также 16 персонажей, разделенных на четыре масти (посохи,
кубки, мечи и пентакли) по четырем значениям (короли, дамы, рыцари и пажи).
Поставив в соответствие мастям стереотипы мышления, используя при этом юнговские
понятия рациональности/иррациональности и логики/этики, а значениям карт v стереотипы
поведения, используя для этого понятия экстраверсии/интроверсии и сенсорики/интуиции,
он получил взаимнооднозначное соответствие между соционическими типами и архетипами
придворных карт Таро.
Таким образом получилась великолепная модель социона, как бы
описанная на языке "более высокого уровня" (по аналогии с языками программирования
Ассемблер и Паскаль). Поэтому и понятийный аппарат, используемый здесь v более
емкий, многосмысловый, многоуровневый. Это позволяет получить еще одну точку
зрения на психологический тип (в дополнение к соционической и типоведческой)
в более общем виде, увидеть "соционное ролевое предназначение" каждого типа.
Рассмотрим кратко некоторые положения символьной соционики,
любезно предоставленные нам автором данной теории на одном из своих семинаров.
Масти. Масти v это не только образ мышления,
но и в какой-то мере v образ, стиль жизни. Иногда какая-то особая ситуация может
соотноситься с какой-то мастью и требовать своего рассмотрения именно с определенной
позиции. Каждая масть имеет свой набор ключевых слов, в которые она укладывается
и которыми предпочитают пользоваться представители данной масти, т.е. "мечи"
видят одно, а "посохи" v другое. Масти v это то, что людей объединяет...
ПОСОХИ v " Y
" v рациональная этика. Для представителей этой масти характерно прежде
всего ключевое слово "закон", т.е. нормирование человеческих отношений.
Другие ключевые слова v "иерархия", "ритуалы", "идеология", "церковь",
"театр"(как учитель жизни, а не как шоу). "Посохи" v это как
бы "общественные "отношения между людьми на уровне "ТЫ v ОНИ, МЫ v ОНИ, МЫ v
ТЫ". Оценка здесь обычно идет на уровне "ПРАВИЛЬНО v НЕПРАВИЛЬНО".
КУБКИ v "Z"
v иррациональная этика. "Кубки" v это парные карты, т.е. это тоже отношения,
но на уровне "ТЫ v Я". И прежде всего "кубки" ассоциируются с "любовью".
Действительно, разве может быть любовь рациональной ? Таким образом, именно
представители этой масти предпочитают пользоваться такими словами, как : "любовь
/ ненависть", "равнодушие / страсть", и оценивают все с точки зрения
"МНЕ НРАВИТСЯ / МНЕ НЕ НРАВИТСЯ".
МЕЧИ v "X" v
иррациональная логика (хотя возникает вопрос v может ли быть логика
иррациональной?). Естественно, что "мечи" v это прежде всего v силовые
структуры. У них только одно ключевое слово v "действие". Причем
это единственная масть, которая рассматривает как действие и процесс мышления
v т.е. они не проводят границу между умственной и физической деятельностью.
"Мечи" v индивидуалисты, причем это означает, что каждый из них рассматривает
и себя и другого как "личность", т.е. на уровне "Я v ТЫ". Прежде всего "мечи"
ценят мастерство, оценивают других по тому, что те умеют делать.
ПЕНТАКЛИ v "W"
v рациональная логика. Основная жизненная ценность для представителей
этой масти v "результат деятельности". Если действия не приносят
результата v они бессмысленны ! И ключевыми словами у них чаще всего бывают
: "хорошо сделано / плохо сделано", "полезно \ бесполезно", "больше \
меньше".
Значения карт. Значения v это своеобразный
стиль поведения либо вообще, либо в какой-то конкретной ситуации, либо некоторая
похожесть в подходе к решению каких-то проблем.
КОРОЛИ v сенсорные экстраверты. Автоматически
считают себя центром мира, центром вселенной и прежде всего v своей масти. Т.е.
именно "король" задает, определяет нормы и правила, по которым живет его клан.
Сказать, что все короли действуют одинаково v это не правильно. Одинаков только
их подход. Они сразу, изначально вычленяют ключевую проблему и решают именно
ее. Т.е. они вообще мыслят большими и глобальными категориями.
ДАМЫ v сенсорные интроверты. Они предпочитают
отвечать за порядок в конкретном, но ограниченном пространстве v в своем дворце,
на отдельном хуторе...
РЫЦАРИ v интуитивные экстраверты. "Рыцаря" можно
сравнить с лучем яркого прожектора, постоянно находящегося в движении для того,
чтобы охватить своим светом максимальное пространство. Он постоянно должен доказывать,
что он v "рыцарь", и поэтому должен постоянно находиться в движении. "VIA
EST VITA" v это именно их девиз. Между прочим, обувь у них горит гораздо
быстрее, чем у других...
ПАЖИ v интуитивные интроверты. Как правило v
замкнуты на самих себя, зачастую v самодостаточны... Они постоянно в учении.
Их роли обычно пассивны v активные действия в больших дозах просто лишают их
сил. Неосознанно предпочитают, чтобы ими кто-то руководил.
Ниже мы приводим табличку взаимно однозначного соответствия
всех трех направлений развития теории К.Г.Юнга v символьной соционики, типоведения
и соционики.
|
|
ES
сенсорные
экстраверты
|
IS
сенсорные
интроверты
|
EN
интуитивные
экстраверты
|
IN
интуитивные
интроверты
|
|
|
"К"
короли
|
"Д"
дамы
|
"Р"
рыцари
|
"П"
пажи
|
FJ
рациональные
этики
|
Y
"посохи"
|
КY
ЭСЭ
ESFJ
|
ДY
ЭСИ
ISFJ
|
РY
ЭИЭ
ENFJ
|
ПY
ЭИИ
INFJ
|
FP
иррациональные
этики
|
Z
"кубки"
|
КZ

СЭЭ
ESFP
|
ДZ

СЭИ
ISFP
|
РZ

ИЭЭ
ENFP
|
ПZ

ИЭИ
INFP
|
TP
иррациональные
логики
|
X
"мечи"
|
КX
СЛЭ
ESTP
|
ДX

СЛИ
ISTP
|
РX

ИЛЭ
ENTP
|
ПX

ИЛИ
INTP
|
TJ
рациональные
лоики
|
W
"пентакли"
|
КW
ЛСЭ
ESTJ
|
ДW

ЛСИ
ISTJ
|
РW
ЛИЭ
ENTJ
|
ПW
ЛИИ
INTJ
|
Анализ теории психологических типов К.Г.Юнга и основных направлений
ее дальнейшего развития, а также практический опыт их использования в семейном
консультировании и кадровом менеджменте показывает, что данная теория является
мощным методологическим инструментом современной психологии, позволяющим в совокупности
с другими методиками решать многочисленные личностные проблемы человека и проблемы
межличностных отношений.
В зависимости от сложности конкретной решаемой психологической
проблемы для выявления ее "типной составляющей" возникает необходимость в различной
степени ее детализации, а значит и в практическом использовании того или иного
инструмента. По аналогии с кинематографией, где существуют такие понятия, как
крупный, средний и общий планы в зависимости от уровня детализации, можно отметить,
что :
- в общем случае (в первом приближении) любая личностная или межличностная
проблема любого человека может быть рассмотрена с точки зрения символьной
соционики Савченко;
- более детальное рассмотрение требует использования аппарата типоведения
и укрупненных соционических понятий;
- тщательное рассмотрение требует использования соционической "модели
".
А после выявления "типной составляющей" рассматриваемой проблемы
конкретного человека можно использовать другие классические психологические
методы уже для решения его конкретной "личностной" проблемы.
http://ru.laser.ru/authors/ss/tihonov/meeto_a3.htm