Доступно и всерьез о людях и  взаимоотношениях между ними
Добро пожаловать в Socionics.org Войти | Регистрация | Помощь
in Найти

Уникальное предложение: Типирование с Виктором Гуленко по Skype!.

Возрастная психология: кризисы по просьбам трудящихся

Последний ответ: chatenoir   08/25/2004, 13:32   Ответов: 275
Страница 1 из 19 [Всего 276 записей]   1 2 3 4 5 » ... Последняя »
Сортировать сообщения: Previous Next
  •  07/20/2004, 18:48 592274

    Эту тема выделилась из темы в Гамме "Зависимостность не имеет отношения к дуализации - Её корни в отношениях с матерью"

    Приглашаю всех, кто хочет обсудить возрастные кризисы у детей, продолжить здесь. Я чуть-чуть повторю основную идею разговора и чуть-чуть добавлю.

    Основная идея возрастной психологии в том, что развитие психики происходит неравномерно, а делится на периоды. В каждый период развиваются определенные психические процессы и зарождаются новые, тоже определенные формы деятельности. Все знают, что если ребенок не слышал человеческую речь до 3 лет, то потом научить его говорить будет почти невозможно (дети-маугли). Меньше кто знает о том, что, например, эмоциональность закладывается в общении с матерью в возрасте до года.
    Это означает, что невозможно учить ребенка когда угодно и чему угодно: каждый период сенситивен для определенного воздействия. С другой стороны, если время упущено и этого воздействия не произошло, сформировать потом данную психическую функцию, данную форму деятельности будет если не невозможно, то очень трудно.

    Переходы между возрастными периодами называются кризисами развития. Кризисные возрасты, в отличие от стабильных, характеризуются бурными и быстрыми изменениями в психике и поведении ребенка.

    Есть разные периодизации психического развития. В отечественной психологии принята периодизация Эльконина. От нее и будем плясать.
  •  07/20/2004, 18:55 592275 in reply to 592274

    О, отдельная тема! ЗдОрово br>Перенесу последний пост из предыдущей темы сюда:

    QUOTE (Bird @ Jul 20 2004, 12:32 ) QUOTE (Nikolesku @ Jul 20 2004, 05:25 ) Волосы дыбом встают, когда моя напарница (Драйзер, если это имеет значение) начинает рассказывать, как она "сражается" с 3-летней дочерью br>

    Ты покажи этой Драйке перспективу - скажи ей, что всё очень хорошо: чем ярче проявляется кризис 3-х лет, тем ярче и самостоятельнее будет личность во взрослом возрасте. И это правда.

    Спасибо! :)) Но боюсь, ее это образумит ненадолго. Насколько я поняла, для нее проблема - именно непослушание как таковое. Что конкретно нужно сделать, чтобы ребенок снова стал управляемым: не ломал видеомагнитофон, не баловался с газовой плитой, если ему это запретили и т. д.? Перевести самоутверждение ребенка из непослушания в другую форму (это возможно?) Определенные ЧЛ-методы, в общем ;)))
    Я, конечно, поищу, по совету Принцессы, какую-нибудь инфу в инете (сама напарница ничего искать не будет :( ), но, может, посоветуешь что-то определенное? Книгу хорошую "для чайников" или статью?
  •  07/20/2004, 19:19 592276 in reply to 592274

    Я пока продолжу теорию.

    В самом общем виде детская возрастная периодизация выглядит так:

    Младенчество (до 1 года) – Кризис 1 года – Раннее детство (от 1 года до 3 лет) – Кризис 3х лет – дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – Кризис 7 лет – младший школьный возраст ( 8 – 12 лет) – кризис 13 лет – подростковый возраст ( 14 – 17 лет) – кризис 17 лет...

    В некоторых источниках границы младшего школьного и подросткового возрастов сдвигают (типа 7-11 и 11-16...) - видимо, это связано с тем, что у этих кризисов нет четкой локализации во времени, в отличие от более-менее четких кризисов 1, 3 и 7 лет.

    Любой кризис заканчивается психологическим новобразованием, сформированной психической функцией, развитие которой определяет норму, а недоразвитие – нарушение. Деятельность, в которой формируется это новообразование, называется ведущей.

    Ведущие виды деятельности в каждом возрастном периоде

    Младенческий - эмоциональное общение
    Ранний возраст - действия предметами и орудиями
    Дошкольный возраст - ролевая игра
    Младший школьный возраст - учебная деятельность
    Подростковый возраст - общение со сверстниками

    Это не значит, конечно, что в каждый возрастной период нет других видов деятельности. Но ВВД - это самый главный, тот, в котором образуется психическое новообразование этого возраста.
  •  07/20/2004, 19:34 592277 in reply to 592274

    Теперь по возрастам, потихоньку.

    Младенчество. 1-й год жизни. Новообразования: возникновения собственных желаний. Первое возникновение ощущения автономности, резко повышающее активность (может сидеть и долго делать какое-то бессмысленное одно действие, например, открывать и закрывать дверь).

    Содержание кризиса: конфликт между ощущением автономности и фактической зависимостью от взрослого (его практической помощи и оценки). Стремление утвердить независимость.

    Проявления:
    1. Трудновоспитуемость: упрямство, непослушание, и пр.
    2. Резкое увеличение попыток самостоятельных действий и новых умений
    3. Повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых
    4. Необычное и противоречивое посещение в затруднительных ситуациях - например, ребенок просит помощи, а потом отказывается от нее
    5. Повышенная капризность.

    Кризис происходит в периоде от 10 до 15 месяцев.

  •  07/20/2004, 19:41 592278 in reply to 592274

    Ой, ну прямо как в институт вернулась ... красота...
  •  07/20/2004, 19:54 592279 in reply to 592274

    А где в сети есть эта информация?
  •  07/20/2004, 20:00 592280 in reply to 592274

    Ранний возраст. от года до 3-хлет.

    К 3-м годам желания ребенка становятся устойчивыми. Внимание его "Я хочу!" уже нельзя переключить на другой предмет, как в 1-2 года... Выготский описывал такие основные проявления кризиса 3-х лет:

    1. стремление всё делать наоборот. Например, отказывается идти гулять только потому, что это предлагает мама, но, как только его перестают уговаривать, говорит: "Гулять!"

    2. упрямство. настаивает на чем-то только потому, что он этого потребовал.

    3. Протест против образа жизни. Отказывается выполнять обычные действия - чистить зубы, надевать тапочки, и т.д.

    4. Своеволие. "Я сам!"

    Как и прочие возрастные кризисы, кризис 3-х лет обязательный и закономерный этап развития личности, на котором возникают личностные новообразования. По субъективной картине не обязательно он протекает так ярко-негативно, иногда он проходит раньше, в года 2,5.

    Главное новообразование - сознание "Я сам!". На протяжение 1-2 года жизни главный интерес ребенка составляли предметы. В кризисе 3-х лет ребенок снова открывает мир отношений и осознает себя в отношениях со Взрослым, как бы входит во взрослый мир на равных. А почему ребенок противопоставляет себя Взрослому? Чтобы острее почувствовать "я". Именно в этот период многие дети начинают употреблять местоимение "я" (а не в третьем лице о себе -"Катя играет").

    Другие новообразования возраста - гордость за достижения (привлекает к ним внимание взрослых, активно ищет оценки), самооценка (стремление быть хорошим, может повторять: "я хороший, хороший"), "система Я" (по Л.И.Божович, с доминантой потребности в самоутверждении).
  •  07/20/2004, 20:01 592281 in reply to 592274

    QUOTE (salexey @ Jul 20 2004, 22:54 ) А где в сети есть эта информация?

    Не знаю. Может быть, ты и поищешь, и поможешь остальным? Обнаружилось немало интересующихся.
  •  07/20/2004, 20:04 592282 in reply to 592274

    QUOTE (Nikolesku @ Jul 20 2004, 21:55 ) Что конкретно нужно сделать, чтобы ребенок снова стал управляемым: не ломал видеомагнитофон, не баловался с газовой плитой, если ему это запретили и т. д.? Перевести самоутверждение ребенка из непослушания в другую форму (это возможно?) Определенные ЧЛ-методы, в общем ;)))
    Я, конечно, поищу, по совету Принцессы, какую-нибудь инфу в инете (сама напарница ничего искать не будет :( ), но, может, посоветуешь что-то определенное? Книгу хорошую "для чайников" или статью?


    Давай лучше спросим, как справлялись остальные

  •  07/20/2004, 20:12 592283 in reply to 592274

    Вроде здесь есть инфа:
    http://www.tula.net/tgpu/resources/turevsk...a/Tur06.htm#1_1
    И далее по стрелочкам.
  •  07/20/2004, 20:22 592284 in reply to 592274

    моё сообщение из прошлой темы - может и ответите?:-)))


    ой... вот вы и темку-то развели...
    а меня вот в три с половиной года отправили к бабушке-дедушке на кубу... как сейчас помню мой отлёт из шереметьего 2... и была я там до5ти с чем-то лет...

    Бёрд, как это на мне отразилось? Я вот всем говорю, что мне было по-фиг. В то утро в 4 часа утра я проснулась сама и ждала пока родители придут меня будить, потом в Шереметьего я даже не обернулась и не заплакала. Я стояла на балконе второго этажа и смотрела на маму. Потом она рассказала, что им было не посебе от того, что я всем видом показывала, что они мне не нужны, что плакать я не буду...

    и правда, открывайте ещё одну тему:-)
  •  07/21/2004, 9:49 592285 in reply to 592274

    QUOTE (Bird @ Jul 20 2004, 23:04 ) Давай лучше спросим, как справлялись остальные

    методом активного слушания - Гордона - Гиппенрейтер :-)
    незаменим в общении с детьми и взрослыми любого возраста :-)
  •  07/21/2004, 10:11 592286 in reply to 592274

    QUOTE (Bird @ Jul 20 2004, 23:00 ) Ранний возраст. от года до 3-хлет.

    Здорово излагаешь! Продолжение следует?
  •  07/21/2004, 10:12 592287 in reply to 592274

    QUOTE (salexey @ Jul 20 2004, 23:12 ) Вроде здесь есть инфа:
    http://www.tula.net/tgpu/resources/turevsk...a/Tur06.htm#1_1
    И далее по стрелочкам.

    Спасибо! Текст конкретно по 3-хлетнему кризису здесь.

    http://www.tula.net/tgpu/resources/turevsk...skaya/Tur05.htm

    Пока все молчат, я прокомментирую вот этот отрывок:

    «Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности - вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным - и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом»

    Практика показывает, что в 3 года переключить внимание уже не получится (как в 1 или 2 года) – его восприятие постепенно теряет ситуативность, он начал рефлексировать цели.

    «Сижу, пишу. Он приходит и начинает забирать у меня ручку – «хочу писать». Я отдаю ему ручку, даю бумагу, себе беру другую. Нет, он снова вырывает мою – ему надо писать именно той ручкой, которой я пишу и именно там, где я».

    Не получится и игнорировать. Ребенок будет ходить за тобой по пятам, чтобы ты ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ на то, как ужасно он себя ведет, и при игнорировании он будет вести себя всё настойчивее и настойчивее.

    Еще пример из жизни. Мама-психолог, всё знает, всё понимает, сидит за компом, работает. 3-хлетняя дочь, прекрасно зная, что мешать нельзя (мама работает), играет на полу всё громче и громче. Мама игнорирует, терпит. Ситуация накаляется. Первая не выдерживает дочь: «Мама! Ну скажи грубо – Маша, выйди вон!» Мама, пряча улыбку – встает в позу, грозно указывает пальцем: «Маша! ВЫЙДИ ВОН!!!» Маша – улыбка до ушей, довольная, как удав: «Не пойду!»

    Думаю, таких примеров мамы могут привести вагон и маленькую тележку. Суть-то как раз в том, что ребенку необходимо это противопоставление себя взрослому, чтобы острее чувствовать свое «я», и, если вы будете избегать, то он специально будет на него напрашиваться. Еще одна цель ребенка – он опробует рамки дозволенного. Есть случаи, они, правда, редкие, когда дети начинают во всех подряд плеваться, или кусаться. Вряд ли игнорирование может быть правильной стратегией. Эти рамки дозволенного надо давать ребенку почувствовать спокойно, но очень твердо. Опять же, знаю один случай... потом расскажу.

    У кого такое было, расскажите, что вы делали и что из этого получилось!
    И еще интересно, у кого во сколько начинался и сколько продолжался кризис, и как он кончался – резко или постепенно.
  •  07/21/2004, 10:13 592288 in reply to 592274

    QUOTE (yukka @ Jul 21 2004, 12:49 ) QUOTE (Bird @ Jul 20 2004, 23:04 ) Давай лучше спросим, как справлялись остальные 

    методом активного слушания - Гордона - Гиппенрейтер :-)
    незаменим в общении с детьми и взрослыми любого возраста :-)

    О, активное слушание - классный метод!
    И, поскольку он личностно-ориентирован, он действительно должен хорошо работать в 3-х летнем кризисе, т.к. удовлетворяет галвную потребность.
    А можешь рассказать конкретно, как это получается с ребенком?
Страница 1 из 19 [Всего 276 записей]   1 2 3 4 5 » ... Последняя »
Показать как RSS feed в формате XML


visits

Community Server