Доступно и всерьез о людях и  взаимоотношениях между ними
Добро пожаловать в Socionics.org Войти | Регистрация | Помощь
in Найти

Уникальное предложение: Типирование с Виктором Гуленко по Skype!.

Как попасть из Интернета в реал? Сижу вот, вылезти не могу

Последний ответ: Inako   10/02/2003, 6:06   Ответов: 37
Страница 1 из 3 [Всего 38 записей]   1 2 3 »
Сортировать сообщения: Previous Next
  •  09/08/2003, 12:50 274216

    • Inako сейчас не на линии. Последнее действие: 09-02-2004, 8:32 Inako
    • Not Ranked
    • Зарегистрирован: 08/07/2003
    • город Новокузнецк Кемеровской области
    • Сообщения: 410
    Что ж это такое? Похоже, что Интернет стал для меня наркотиком. Вишу в нем по многу часов в день без определенной цели. В форуме, в основном.
    Есть ли какие-нибудь сведения об Интернетозависимости? Научные или ненаучные. А?
  •  09/08/2003, 12:58 274217 in reply to 274216

    QUOTE (Inako @ Sep 8 2003, 16:50 ) Что ж это такое? Похоже, что Интернет стал для меня наркотиком. Вишу в нем по многу часов в день без определенной цели. В форуме, в основном.
    Есть ли какие-нибудь сведения об Интернетозависимости? Научные или ненаучные. А?

    кнопка power
  •  09/08/2003, 13:02 274218 in reply to 274216

    Inako, пошли домой, а? Зависимая моя.
  •  09/08/2003, 13:06 274219 in reply to 274216

    • Inako сейчас не на линии. Последнее действие: 09-02-2004, 8:32 Inako
    • Not Ranked
    • Зарегистрирован: 08/07/2003
    • город Новокузнецк Кемеровской области
    • Сообщения: 410
    QUOTE (Tot @ Sep 8 2003, 15:58 ) QUOTE (Inako @ Sep 8 2003, 16:50 ) Что ж это такое? nbsp; Похоже, что Интернет стал для меня наркотиком. Вишу в нем по многу часов в день без определенной цели. В форуме, в основном. nbsp;
    Есть ли какие-нибудь сведения об Интернетозависимости? Научные или ненаучные. А?

    кнопка power

    Какая, говоришь, кнопка? Хм.. Это слишком научно, так нечестно...
  •  09/08/2003, 13:10 274220 in reply to 274216

    А разве компьютер не из розетки выдергивается?
  •  09/08/2003, 14:07 274221 in reply to 274216

    ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ КОМПЬЮТЕРА - НОВЫЙ ВИД ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ.
    Галкин К.Ю.
    Психоневрологический диспансер г. Волгодонск.

    “Компьютер стал теоретической метафорой
    разума, помогающей нам понять природу
    нашего сознания.”
    В.В.Налимов.
    “...В мозгу профессора появились строки
    “повреждён системный файл реальности.
    перезагрузить вселенную, ДА\НЕТ ?”.
    Бонхофф Майя К.

    “У каждого времени свои неврозы”, - говорил Виктор Франкл, и был безусловно прав. На рубеже двух столетий и, даже, тысячелетий психиатрия начинает иметь дело с новыми психопатологическими состояниями порождёнными научно - техническим развитием человечества, резким ростом социально - экономической напряжённости и имеющими в качестве базиса такие широко распространённые и взаимосвязанные страдания, как социофобия, тревожность и депрессия. Как всегда в переходную эпоху наряду с образцами красоты и гармонии оживляется всё уродливое, болезненное, мистическое способствующее невротизации общества. Активные процессы биопсихогенетической перестройки приводящие к нарушениям процессов гомеостаза с одной стороны, изменение морально - нравственных критериев в обществе, резкое снижение жизненного и культурного уровня с другой стороны ухудшают психическое здоровье населения, особенно заметно у детей и подростков. Распространённость нервно - психических расстройств у детей сейчас достигает 79 процентов ( “Мед.газета”, № 98 от 09.12.98г. ). В общей же сложности впервые в жизни выявленные непсихотические психические заболевания увеличились с 6,9 на 10 тыс. населения в 1970г. до 22, 6 в 1993г. ( Гурович И.Я., Прейс В.Б., Голланд В.Б., 1995г. ). Среднегодовые средневзвешенные уровни распространённости пограничных психических расстройств в 15 экономически развитых странах возросли с 9,6 до 205,3 случая на 1 тыс. населения, в т.ч. неврозы с 2,4 до 148,1 случая ( Петраков Б.Д., 1972,1996 гг. ). За этими цифрами стоят постоянно озабоченные, эмоционально подавленные люди, напряжённые, бледные, страдающие нервной дрожью, сердцебиением, испытывающие неадекватные страхи, неловкость, опасения. Все они, то ли дети, подростки, то ли взрослые неизбежно начинают искать пути для облегчения состояния, начиная либо бороться с такими состояниями и вызывающими его причинами, либо убегать от них. “Бегством” может быть и суицид ( их абсолютный рост и относительное “омоложение” становятся катастрофическими ), но чаще “бегство” от реальности вызывающей психо - эмоциональное напряжение достигается посредством изменения своего психического состояния, в основном состояния сознания, как высшего уровня психического отражения действительности. Изменение психического состояния достигается приёмом психоактивных веществ - алкоголя, наркотиков. Этим пагубным привычкам и пристрастиям традиционно и справедливо уделяется много внимания. Но есть и иные порочные склонности, позволяющие менять своё психическое состояние для уменьшения напряжения и невротизации, что приводит к повторению опыта вплоть до подчинения всего образа жизни этой пагубной привычке подтверждая правдивость афоризма: “привычка - вторая натура”. На английском языке порочные, болезненные пристрастия называются addiction, отсюда возник термин “аддиктивное поведение” - addictive behavior, о котором писали Miller W., Landry M., а у нас Короленко Ц.П., Донских Т.А., Личко А.Е. и др. Сам термин “аддикция” стали использовать как равнозначный термину “зависимость”. Принятие МКБ - 10 позволяет более широко и последовательно использовать синдромологический подход, что удобно для более тщательного и подробного изучения и систематизации поведенческих расстройств к которым относится “аддикция” и даёт возможности диагностировать такие зависимости как участие в азартных играх, переедание и пр. В возникновении аддиктивного поведения имеют значение многие факторы : личные особенности, характер средовых воздействий, биологические факторы. Дестабилизирующее воздействие психогений требует от центральной нервной системы поисков устойчивого повторяющегося состояния - стереотипа, который может быть не только физиологическим, но и патологическим. Это состояние фиксируется в долговременной памяти и после прекращения действий первичных психогений. Любой стереотип поведения имеет собственную нейрофизиологическую базу, что косвенно подтверждается регистрацией фенотипических сходств. Мозг ищет и находит в долговременной памяти устойчивые (в т.ч. и патологические) состояния для снятия тревоги и иных болезненных проявлений. Возникновение гиперактивных детерминантных структур ( Крыжановский Г.Н.) приводит к возникновению “порочного круга” аддикции. Появились публикации ( Schowalter G.E. ) указывающие на связь генетического контроля активности допаминовой системы с предрасположенностью людей к “поиску неизведанного”. Таким образом можно предположить наличие связи между активностью допамина и склонностью к аддиктивному поведению.

    Среди видов аддиктивного поведения наиболее известны: приём алкоголя, приём других веществ изменяющих психическое состояние ( химические аддикции ). Менее известны, но уже классифицируются: участие в азартных играх, сексуальное аддиктивное поведение, переедание или голодание ( нехимические аддикции ). Ещё менее изучены: “работоголизм”, длительное прослушивание ритмичной музыки. Практически не изучена тема аддикции о которой пойдёт речь - зависимость от виртуальной реальности компьютера в частности и кибераддикция как таковая. Определяя аддиктивное поведение, как уход от реальности посредством изменения психического состояния ( Короленко Ц.П., Сигал М., 1990г. ) можно говорить, что создаваемая компьютером реальность несомненно изменяет психическое состояние, чем склонные к аддикции личности и стали пользоваться, тем более, что взаимодействие с компьютером не только не порицается обществом, но и служит показателем определённой значимости, включая и материальный достаток.

    Мир создаваемый компьютером называется виртуальной реальностью (ВР). По определению словаря : “виртуальный ( лат. virtualis ) - значит пребывающий в скрытом состоянии и могущий проявится, случится, возможный”. Учитывая, что наша нервная система не в состоянии отличить подлинную реальную ситуацию от воображаемой для невротиков ВР компьютера это замена настоящей реальности, как “осмысленной части мира” ( Stenius E., Wittgenstein L. ) на новую реальность, которая лучше настоящей. Она позволяет развиваться субъективно приятным эмоциональным состояниям искусственно меняя “настроение духа”. По целому ряду причин ( мода, доступность, заинтересованность и пр. ) в России виртуальная аддикция распространяется среди детей и подростков мужского пола, реже среди мужчин до тридцати лет. Однако есть сообщения зарубежных источников о подверженности американских домохозяек этому виду аддикции.

    Сам термин “виртуальная реальность” был предложен в Массачусетском Технологическом Институте в конце 1970-х годов, чтобы выразить идею присутствия человека в компьютерно создаваемом мире ( Hammet F., 1993г. ). В России впервые это понятие было упомянуто в 1984г. Генисаретским О.И. и Носовым Н.А. ВР персонального компьютера соединённая с ВР других компьютеров ( Интернет ) создаёт киберпространство ( КП ), которое в настоящий момент охватывает почти весь мир, соединяя миллионы людей, как психически здоровых, так и психически больных. ВР рассматривается как один из видов реальностей и, чаще всего, как психологическая ВР. Пользователь начинает относится к компьютеру, как к живому существу или же начинает отождествлять себя с компьютером. Постепенно стирается грань между живым и неживым, между личностью и компьютером, материальным и духовным, между реальностью компьютера и истинной реальностью. Благодаря особенностям нервной системы человека, о которой я упомянул ранее, сливаются воедино нефизическое и физическое пространство и время, что позволяет пользователю “избежать” энтропии, как функции линейного времени, служащей причиной возникновения тревожности ( как черты личности ) или тревоги ( как продукта эмоциональной сферы человека ). Компьютер становится фетишем ( происходит процесс фетишизации ), составной частью того или иного ритуала, заменяя собой наркотик, азартные игры и коллекционирование одновременно. Пользователь компьютера склонный к аддикции при использовании его находится в изменённом состоянии сознания - психологическом трансе. Застывшее лицо, уставленное на экран монитора, замедленная реакция ( или её отсутствие ) на внешние раздражители - вот характерный вид некоторых пользователей склонных к аддиктивному поведению. Реальность, как осмысленная часть мира преломляется через особое состояние сознания. Первыми обратили внимание на настойчивое желание людей повторять и повторять опыт общения с ВР компьютера, либо с ВР компьютерного пространства Griffiths M. и Young K.

    На основании наблюдения и изучения пациентов можно выделить зависимость от ВР персонального компьютера “изолированного” ( связанную чаще всего с компьютерными играми ) - “виртуальную аддикцию” ( Галкин К.Ю. 1998г. ), и зависимость от сетей Интернет - “Интернет - зависимость” ( Goldberg I. 1997г. ). Считается, что распространённость Интернет - зависимости сходно с распространённостью патологической азартности и составляет от 1 до 5 процентов пользователей. В целом зависимость от компьютерной реальности можно назвать “кибераддикцией” ( Griffiths M. 1995г. ). Если психическая зависимость перейдёт в психическую болезнь можно будет говорить о “виртуальной мании”. В случае виртуальной аддикции страдают чаще всего лица мужского пола, а в случае Интернет - зависимости такие различия по полу не установлены. Есть мнения, что в наиболее технологическом своём воплощении ВР можно сравнить с сильнодействующим наркотиком, поскольку конечным объектом воздействия этой системы является мозг человека. Неспособный адаптироваться и жить в реальном мире невротик уходит в мир ВР. К социальным факторам способствующим развитию виртуальной аддикции прежде всего отнесём общественное одобрение. Как сказала мать одного из аддиктов: “Лучше компьютер, чем наркотики”. Большую роль играет “мода” на компьютеры, которые становятся всё более доступными и социальный инфантилизм части пользователей. Следует отметить, что лица с пограничными расстройствами отдают предпочтение аддиктивным реализациям в нехимической форме ( Короленко Ц.П., Дмитриева Т.Б., 1999г. ). Из типов акцентуации наиболее подвержены риску развития виртуальной аддикции неустойчивый и шизоидный, реже другие типы. К психологическим факторам способствующим развитию виртуальной аддикции следует отнести также привлекательность переживаний, выработку гедонистической установки ( получение удовольствия любой ценой ), реакции имитации, компенсации, группирования ( например, при пользовании чатов Интернета ), хобби - реакция. Особенно следует отметить информативно - коммуникативное хобби - “жажда постоянного получения новой лёгкой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной обработки, а также потребность во множестве поверхностных контактов, позволяющих этой информацией обмениваться” ( А.Е.Личко ). Аддиктивное поведение у виртуальных аддиктов становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности в состояние изменённого сознания. Возникла и крепнет с каждым годом субкультура компьютерных пользователей со своим языком ( жаргоном ), непонятным для непосвящённых, со своими ритуалами, символами, юмором и пр., аналогичная субкультурам криминального мира, потаторов и наркоманов. Отношения с компьютером у аддиктов становятся всё более интимными, эмоциональными, создавая иллюзию стабильности и комфорта, являясь на самом деле патологическим стереотипом. С течением времени нарастает диссоциация - суживается круг интересов, падает учебная и производственная работоспособность, в ещё большей степени нарастают трудности коммуникации, аддикты снижаются этически и эстетически, перестают следить за собой. Потребность в занятиях на компьютере или игровых приставках становится всё сильнее, вступая в конкуренцию с голодом, жаждой, потребностью в живом общении, отдыхе и пр. Ещё десять лет назад о таких состояниях ничего не было известно, их практически не существовало. Сейчас обследуя учащихся школ можно выявить не один десяток склонных к виртуальной аддикции молодых людей. Всё проще и дешевле доступ в Интернет. По мере развития компьютерных технологий ситуация будет однозначно ухудшатся. Уже сейчас необходимо исследовать проблему как с точки зрения медицинских психологов, так и психиатров для выработки методов профилактики и лечения. Можно предположить, что основным методом лечения виртуальной аддикции станет психотерапия и, в частности, экзистенциальная психотерапия. Можно также предположить основываясь на принципе “нет худа без добра”, что зависимость от виртуальной реальности может послужить основой метода лечения наркотической зависимости. В любом случае в наступающем столетии эта проблема получит дальнейшее развитие.
  •  09/08/2003, 14:08 274222 in reply to 274216

    Н.Д. Чеботарева

    Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы


    Наряду с биологическим развитием живые существа на нашей планете эволюционировали и в психическом плане. Взаимосвязь этих двух процессов можно объяснить общими историческими причинами и прежде всего борьбой за существование в результате естественного отбора. По мнению российского психолога В. Большакова (В. Большаков. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. – СПб, 1996), ускорение темпов эволюции, сопровождающееся возрастанием сложности биоорганизации живых существ, обуславливает вступление эволюции человека в новую стадию – стадию совершенствования поведения. Именно этот путь позволил человеку выстоять в конкурентной борьбе с другими существами. «Более сложную поведенческую организацию обеспечивает индивидуально-социальный образ жизни, который приводил к усложнению мозговых структур, что, в свою очередь, предоставляло возможность дальнейшего усложнения поведения» (с. 187).
    Очевидно, что развитие культуры, в том числе и поведенческих аспектов, на современном этапе напрямую связано с преобразованием информационного пространства и, в первую очередь, с возникновением телекоммуникации с помощью компьютерных сетей. Научное исследование психологических особенностей этого вида общения находится на начальном этапе и представлено, в основном, работами зарубежных ученых.
    Почему люди выбирают интерактивный способ общения? Выделяют следующие причины: 1) недостаточное насыщение общением в реальных контактах; 2) возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни; 3) неудовлетворенность реальной социальной идентичностью и желание избавиться от нее.
    Казалось бы, в первом случае при появлении возможности удовлетворения потребности в межличностных контактах в реальной жизни, пользователь должен потерять интерес к интерактивному общению. Однако это происходит далеко не всегда. По-видимому, это можно объяснить спецификой сетевой самопрезентации. Самопрезентация в Сети некоторым образом связана с реальной идентичностью пользователя (например, утверждается, что самопрезентация в Сети представляет собой осуществление желаний: См. А.Е. Жичкина и Е.П. Белинская «Стратегия саморепрезентации и Интернет и их связь с реальной идентичностью»).
    Здесь нам кажется уместным вспомнить концептуальную систему Уильяма Джеймса и построенную на ней теорию Роберто Ассаджоли. Согласно этой системе психодинамические структуры (те черты, или качества личности, которые проявляют себя в виде реакции на стимулы), развивающиеся в процессе онтогенеза через регулярное повторение и подкрепление, постепенно закрепляются в виде паттернов, субличностей. Данные структуры являются частями личности и располагаются вокруг «Я», нашего «духовного центра притяжения». Строго говоря, «субличность – это психодинамическая структура, которая, став однажды достаточно сложной, стремится к независимому существованию. Она обладает собственными характеристиками, требует независимого существования и старается удовлетворить собственные потребности и желания через личность» (Маргарет Руффлер. Игры внутри нас. – М., 1998. С. 22-23). «Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Вместе с тем это линзы, через которые видна личность, посредством которых она приобретает реальный опыт» (там же, с. 24). Таким образом, процесс личностного развития и духовного самосовершенствования каждого человека невозможен без осознания составных частей своей личности и приобретения навыков управления ими.
    Мы предлагаем рассматривать виртуальную самопрезентацию как актуализацию одной или нескольких субличности. В сетевой коммуникации каждый человек может породить бесконечно большое число «ников» (псевдонимов), которые выступают как идентификаторы той или иной субличности. Таким образом, множественность и изменчивость идентичности в виртуальной коммуникации, на наш взгляд, отражает не столько множественность, идентичности в современном обществе в целом, сколько развертывание структуры собственной личности и исследование породивших их потребностей. Интересно, что существует зависимость количества виртуальных «ников» от гендерных, возрастных и некоторых других характеристик пользователя. Попыткой такого исследования является работа Алены Мышенковой «Гендерные и возрастные аспекты использования Интернет». Было бы интересно проследить зависимость количества и свойств виртуальных «субличностей» от наличия невротических тенденции, однако мы пока не нашли публикаций, посвященных этой проблеме.
    По-видимому, порождение и развитие субличности может иметь как патогенный, так и саногенный, вернее, прогрессивный для личности характер. «Известно, что стремление к подобному экспериментированию с идентичностью, желание пробовать себя во все новых и новых ролях, испытывать новый опыт - особенность открытой идентичности, то есть, такого состояния идентичности, для которого характерен поиск альтернатив дальнейшего развития. Таким образом, множественность виртуальных идентичностей может быть связана с открытостью реальной идентичности» (А.Е Жичкина, Е.П. Белинская «Стратегия саморепрезентации и Интернет и их связь с реальной идентичностью»).
    Между реальной и виртуальной идентичностью существует возможность взаимного влияния. Например, в рамках сказанного, девиантное поведение, наличие которого отмечают многие исследователи сети, может как подпитывать невроз, так и служить способом осознания и отреагирования «низменных» вытесненных потребностей.
    Виртуальное общение обладает рядом особенностей, коренным образом отличающих его от реального общения. Эти особенности выделены в работе Минакова «Некоторые свойства и особенности Интернета как нового слоя реальности»:
    1. Анонимность, зачастую побуждающая обыгрывание личностной самопрезентации и предоставляющая более или менее эффективный способ управления впечатлением о себе. Возможность «убежать из собственного тела» является одним из главных факторов, мотивирующих участие в виртуальной коммуникации. (Becker, 1997). Кроме того, анонимность способствует психологической раскрепощенности, ненормативности, в проявлении большей свободы высказываний и поступков, в проигрывании нереализуемых в деятельности вне сети, неограниченных социальными нормами ролей и сценариев.
    2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях ограничения невербальной информации. На смену детерминантам, обуславливающим возникновение первоначального влечения к человеку в ситуации реального общения, - «близости функциональной дистанции» (т.е. территориальная доступность) и физической привлекательности, - приходит принцип, который определяет не начальное, а дальнейшее развитие межличностных отношений: виду сходство установок, убеждений и ценностей. Если они резонируют, то велика вероятность возникновения не только взаимного расположения, но и эмоциональной близости.
    3. Добровольность и желательность контактов, возможность их прервыания в любой момент.
    4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста. С одной стороны, оно выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций («смайликов») или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания). С другой стороны, перенос невербальных компонент в сам текст за счет средств литературной образности (аллегорий, цитат, метафор, ссылок и т.п.).
    Исследованиям специфики виртуальных реальностей, в т.ч. и Интернет-реальностей, и их места в современной культуре посвящено много работ, и, хотя данная тема далеко не исчерпана, мы не будем сейчас подробно останавливаться на этом аспекте. Отметим только, что несмотря на то, что виртуальная презентация никогда не тождественна реальной, поведенческие сценарии сетевых субличностей имеют право на реализацию и развитие, поскольку общение посредством Интернет является не эрзацем, а самоценной средой человеческой деятельности.
    Существуют различные классификации способов общения в Интернете. По степени интерактивности коммуникаций (А.Жичкина «Социально-психологические аспекты общения в Интернете») разделяют наиболее интерактивные среды общения -- чаты и MUDs; наименее интерактивные - e-mail и телеконференции (в телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где люди общаются on-line). По количеству участников, вовлеченных в коммуникативный процесс, выделяют: 1) диалоговую коммуникацию, off-line и on-line (электронная почта, ICQ); 2) полилоговую коммуникацию, off-line и on-line (конференции, чаты); 3) однонаправленную коммуникацию (объявления, реклама, отзывы и т.п.) (В.Нестеров «К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете»). В рамках этих типологий интернет-форум (синонимы: гестбук/гостевая книга, отзыв, дискуссия и т.п.) является полилоговой коммуникацией в режиме off-line.
    Так называемые «гостевые книги» («гестбуки»), предусмотренные практически на любом сайте, направлены на получение обратной связи от посетителей данного ресурса. Зачастую обмен впечатлениями перерастает в групповую полемику, в которую включаются и посетители, и создатели сайта. Таким образом «книга отзывов» может превратиться в популярный форум (конференцию), а дискуссии затягиваются на неопределенное время. Как отмечает Е. Горный («О гестбуках»): «Для многих - гестбук это именно "речь", а не "текст", а писание в гестбук - не "работа", а естественный способ общения - существования в виртуальном мире».
    Как правило, интернет-форум изначально имеет цель обсуждения некоей темы, заданной опубликованными на сайте материалами. Однако опытные работники сети (дизайнеры, редакторы сетевых журналов, модераторы и т.п.) прослеживают некую общую закономерность развития сетевых дискуссий, которые «почти никогда не следуют изначально заявленной теме, постоянно норовя уйти в плетение боковых ассоциаций, выяснение отношений между участниками и прочие несуразности» (Е. Горный «О гестбуках). Таким образом, дискуссии имеют преимущественно психотерапевтическое значение для участников.
    Кто же становится участником этих затяжных дискуссий? Е. Горный иронически классифицирует дискурсантов следующим образом: «Выделяется ядро постоянно пишущих активистов (как правило, это те, кто активно участвует и в других дискуссиях) - это либо пассионарии от идеологии, которые "знают, как надо" и маниакально высказывающие одни и те же идеи независимо от темы дискуссии, либо бонмотисты, для которых "как" важнее, чем "что"».
    Мы постарались свести воедино качества, характеризующие общение в рамках интенет-форума:
    1. Пространство: в групповой дискуссии может принять участие любой желающий, имеющий доступ в сеть. Серьезным ограничением является, по большом счету, только языковой барьер.
    2. Время: в отличие от общения он-лайн (в реальном времени), у участников дискуссии есть возможность обдумать чужие реплики, подготовить и (при желании) отредактировать свои. Кроме того, отсеивается большое количество «формальных» постингов: приветствия, разговоры «о погоде», т.е. топик пишущего отражает, как правило, наиболее актуальные для него темы.
    3. Ответственность: участник виртуальной группы, с одной стороны, делает вклад в развитие групповой динамики, с другой стороны, полностью ответственнен за собственное психологическое состояние. У него нет уверенности в том, что кто-либо поможет ему в проблемной ситуации, поэтому, если он заинтересован в каких-то изменениях, то будет прилагать все усилия, чтобы добиться этих изменений средствами группового взаимодействия. За ним остается право свободного входа и выхода из группы вне зависимости от завершенности его собственного гештальта.
    4. Эмоциональность: «Восприятие Сети как источника эмоциональной поддержки зависит от опыта пользования сетью: чем больше у человека "стаж Интернета", тем в большей степени он воспринимает сеть как источник эмоциональной поддержки, помощи в трудную минуту… Чем больше времени человек проводит в Интернете, тем большая часть его социальных контактов приходится на сетевых знакомых». (Жичкина и Ефимов)
    Теперь попробуем выделить мотивационную составляющую, которая определяет вовлеченность участников в общение. Как уже было отмечено выше, начинаясь в рамках заданной темы, дискуссия зачастую уходит от нее в совсем другие области.
    Этими областями, как правило, становятся:
    1) обсуждение глобальных бытийных вопросов (в т.ч. религиозных, философских, экзистенциальных);
    2) обсуждение психологических проблем реального общения;
    3) агрессивное «выяснение отношений» между участниками форума;
    4) скрытая и открытая реклама товаров и услуг.
    Отбросив последнюю составляющую, обратим внимание, что «сфера интересов» дискурсантов может быть охарактеризована как актуальная для психотерапевтических и психодинамических групп и может служить предпосылкой для создания «интерактивной групповой терапии» (здесь и далее мы будем рассматривать термин «терапия» не как синоним «лечения больных», а в более широком смысле, в том числе и как средство личностного роста). Каковы же перспективы развития для такого рода деятельности?
    На основании предыдущего опыта, можно с уверенностью сказать, что большинство профессионалов-психотерапевтов и психологов смотрят на этот вопрос скептически. Действительно, о какой терапии, о каком развитии личности может идти речь, если личность клиента представлена только частично, в качестве виртуальной «субличности»? Кроме того, как можно проигнорировать возможности невербальной коммуникации, которая в реальном межличностном общении предоставляет до 55% информации и которые активно используется психологами и психотерапевтами? Каким образом будет управлять групповыми процессами (которые к тому же имеют свою специфику) ведущий группы? Насколько серьезной будут личностные изменения участников группы, не окажется ли виртуальная терапия ограниченной рамками «поддерживающей» терапии?
    Отвечая на последний вопрос, заметим, что попытки оказания «виртуальной психологической консультации» уже реализованы на различных сайтах, посвященных психологическим проблемам. К сожалению, эти форумы на проверку оказываются малоэффективными, если критерием успеха считать позитивные глубинные личностные изменения. У нас есть следующая версия объяснения этого феномена.
    Форумы психологической тематики заявляют о себе как об онлайновых консультациях. Тем самым реклама настраивает посетителей, большинство из которых не обладает азами психологической грамотности, на получение некоего полезного «совета» от специалиста или от других посетителей сайта, готовых поделиться собственным опытом в решении данной проблемы. Такие конференции строятся по принципу: вопрос «клиента» – ответы специалистов и неспециалистов. Продолжение дискуссии «клиентом» содержит уточнение вопроса, разъяснение проблемной ситуации, и направлено, как правило, на получение как можно большего ответов на вопрос «Что мне делать в этом случае?» Таким образом, вместо отработки собственной проблемы, посетитель получает пакет различных поведенческих программ и, может быть, список литературы по интересующей его тематике.
    Для того, чтобы «запустить» динамические групповые процессы, на наш взгляд, следует отойти от декларирования чисто психологической тематики. Если область интересов хозяина включает в себя разворачивание психодинамических процессов на страницах его гостевой книги, с его стороны гораздо эффективнее было бы опубликовать текст провокативного характера, содержащий «спорные утверждения относительно общеинтересных тем» (Е. Горный).
    Как мы уже говорили, если рассматривать «ник» как субличность, то нельзя не согласиться с тем, что он вместе с тем является «линзой, через которую проглядывает личность» (М. Руффлер). То есть, исследуя мотивы, движущие виртуальной субличностью, мы, во-первых, тем самым, познаем себя, и, во-вторых, имеем возможность влиять на личность через взаимоотношения с «ником». Нельзя забывать, что за каждой «виртуальной сущностью» стоит живой человек, и взаимодействие с его «Я» происходит как раз посредством общения с «ником». По аналогии с реальным общением: каждый из нас, попадая в ту или иную ситуацию (в т.ч. и на приеме у специалиста, и в психодинамической группе) таки или иначе действует посредством той или иной субличности (или нескольких сразу). Единственным принципиально новым аспектом является то, что эта субличность (субличности) не имеют телесного воплощения.
    Многие исследователи проблемы виртуального общения в Интернете утверждают, что в этом случае практически пропадает невербальная коммуникативная составляющая. Остается только возможность выражения испытываемых (или инсценируемых) пользователем чувств посредством «смайликов» и комментариев в скобках. Однако, на наш взгляд, это далеко не исчерпывает виртуальные проявления невербальных компонент. Достаточно вспомнить о наличии невербальных текстовых компонент (метафоры, аллегории, цитаты, ссылки и т.п). Ведь именно на этом свойстве основана эмоциональная наполненность литературного творчества.
    В ситуации интерактивного общения посредством форума личность проявляет себя как текст, отождествляется с текстом (в данном контексте в понятие «текста» мы включаем, в т.ч. и речь). Здесь прослеживается аналогия с моделью личности, предложенной В.В. Налимовым в его книге «Спонтанность сознания», но в данный момент детальное рассмотрение этой модели лежит за рамками нашей работы. Мы просто констатируем, что текст сам по себе, помимо вербальной, несет и большую невербальную нагрузку, исследованию которой посвящено множество работ, лежащих на стыке психологии, философии, лингвистики, культурологии и др. Поэтому изучение виртуального общения в рамках этой парадигмы кажется нам весьма перспективным.
    Присутствие ведущего на интернет-форуме может быть как явным, так и неявным. Функции ведущего интерактивной психодинамической группы мы видим в том, чтобы:
    1) задавать направление дискуссии, обновлять обсуждаемые ресурсы сайта;
    2) акцентировать внимание на проблемных ситуациях или по мере необходимости провоцировать участников форума на создание таковых;
    3) ставить перед участниками дискуссии задачи, направленные на личностный рост (осмысление вытесненных переживаний, выявление привычных неэффективных паттернов, заострение внимания на проблемах экзистенциального характера и т.п.);
    4) осуществлять подбор литературы и ссылок на ресурсы Интернет по затронутым в дискуссии направлениям;
    5) модерировать высказывания участников, если они не содержат значимой информации, или засоряют пространство форума рекламой или бессмысленными ругательствами (однако в последнем случае, на наш взгляд, не стоит увлекаться «модерированием агрессии», поскольку брань, тем более адресованная кому-то, создает широкий простор для поведенческого маневрирования всех участников форума).
    Результаты психодинамического процесса мы имели возможность наблюдать на примере сайта Анатолия Протопопова. Основной (и единственный) текстовый ресурс этого сайта посвящен стратегии брачного поведения у людей. «Трактат о любви» А. Протопопова представляет собой популярное переложение ресурсов по этологии, прежде всего работ Лоренца и Дольника, применительно к человеческим взаимоотношениям в современном мире. Автор предлагает рассмотреть влияние инстинктивных составляющих на выбор сексуального партнера.
    Таким образом, заявленная тема отвечает основным требованиям, предъявляемым к первоисточнику, на основе которого планируется разворачивание дискуссии: она оптимальна по объему охваченных понятий (не является ни узкой, ни слишком широкой и тем самым способна зародить и подпитывать дискуссию на протяжении длительного времени), провокативна (сексуально окрашена) и спорна (поскольку односторонне освещает тему, не учитывая социальный аспект брачного выбора).
    Как и следовало ожидать, вступление в дискуссию каждого из участников начиналось с выражения благодарности Автору за интересный текст и обсуждения некоторых моментов «Трактата». По мере расширения числа участников отдельные дискурсанты начинали приводить «жизненные» примеры под предлогом освещения их с этологической точки зрения. Постепенно примеры становились все более и более личностными и эмоционально окрашенными. «Случайных» посетителей увлекала не только перспектива «услышать совет», как вести себя в той или иной ситуации, но и возможность взглянуть на ситуацию и на собственное поведение в ней глазами других участников группы и получить от них эмоционально окрашенную оценку. Отмечено, что в некоторых случаях результатом дискуссии стало изменение в иерархии личностных ценностей отдельных участников. Психологическая помощь участникам форума не ограничивалась обсуждением животрепещущих тем. Некоторым из дискурсантов были даны задания смоделировать в реальности те или иные ситуации, с тем, чтобы потренироваться и освоить новые паттерны поведения. Те, кто последовал этим советам, отметили позитивные сдвиги в решении личностных проблем.
    Примечательно, что большинство участников выбрало себе в качестве «ников» человеческие имена (а несколько дискурсантов выступали под собственными именами). Объяснение этой тенденции можно найти в работе Жичкиной и Ефимова «Результаты исследования поведения в Интернете». В этом исследовании обнаружена связь между молодым (16-25 лет) возрастом и большим количеством «ников». Логично предположить, что посетители протопоповского сайта, чей средний возраст примерно равен 23-35 годам, уже пережили пик экспериментов с вычурными псевдонимами и представили в сети субличность, достаточно точно отражающую их реальное поведение и ценности.
    В отличие от реальной психодинамической группы, последовательная смена стадий развития виртуальной группы в явном виде не прослеживалась: все четыре этапа были представлены практически одновременно. Это связано с тем, что первоначальное вступление участников форума в дискуссию происходило не единовременно, а по мере их обращения к основному текстовому ресурсу.
    Обощая, можно выделить следующие этапы групповой психодинамики, специфической для виртуальной группы:
    1. Вступление участника в дискуссию (выражение Автору благодарности за интересный текст и теоретические замечания относительно отдельных моментов «Трактата».
    2. Начало самораскрытия со стороны участника, приведение «примеров» из собственной жизни под предлогом обсуждения их с этологической точки зрения. Комментирование реплик других дискурсантов с точки зрения собственного жизненного опыта через призму собственных ценностей и убеждений.
    3. Взаимные провокации нововступившего в форум участника и «старожилов». «Выяснение отношений» между теми участниками дискуссии, чьи мировоззрения содержат конфликтующие между собой установки.
    4. Предъявление все более глубинных личностных проблем, возрастание искренности.
    Нам трудно сделать однозначный вывод относительно того, был ли закреплен за кем-либо из участников статус «неформального лидера» (поскольку социометрические исследования мы не проводили). Однако «иерархические поединки», аналогичные реальным, можно было отследить по агрессивным словесным перепалкам, в которые оказались вовлечены многие участники, независимо от пола и возраста. Интересным было распределение ролей тех участников, которые стали постоянными посетителями и долгожителями сайта. Если условно оставить лидерство за Автором сайта, то роли участников, поддерживающих лидера, эксперта, оппозиционера и отверженного, свойственные реальной психодинамической группе, получили свое явное и неявное воплощение и в виртуальной реальности.
    Стадия работоспособности представляла собой периодические «всплески» всеобщей заинтересованности, выражающиеся в продолжительном обсуждении одного топика с многочисленными ответвлениями. По мере возрастания доверительности между участниками дискуссии (которым нисколько не мешали агрессивные высказывания отдельных участников), начали актуализироваться все более глубинные темы. От чисто поведенческих проблем участники стали переходить к обсуждению экзистенциальных страхов, проблем выбора, смысла жизни и пр. Можно отметить позитивные изменения, которые произошли с некоторыми участниками форума:
    1. Сдвиги в решении личностных проблем (как поведенческого, так и более глубокого характера).
    2. Изменение мировоззренческих установок (в т.ч. смещение акцентов относительно ценностных параметров).
    3. Изменение эмоционального фона мировосприятия.
    4. В случае невозможности решения проблем в условиях интерактивной группы, некоторые участники проявили активность в поиске реального специалиста.
    5. Актуализация проблем, связанных с кризисными состояниями:
     экзистенциальными страхами;
     ситуациями выбора и пр.;
    Можно предположить, что в случае правильной стратегии ведущего группы, в результате такой интерактивной групповой работы возможно решение проблем участников, направленное на расширение спектра сознания (по Кену Уилберу) и переход на новый уровень сознания.
    Резюмируя изложенное, отметим, что в нашей работе мы коснулись некоторых аналогий реального и виртуального общения, выявили особенности последнего, постарались наметить перспективу исследования и использования виртуального пространства интернет-форума для решения групповых психодинамических задач. Несмотря на то, что данная работа написана не на основе эмпрических исследований, а на основе систематизации информации о виртуальном общении и наблюдении за дискуссией на форуме, можно сказать, что у виртуальной психодинамической группы, несмотря на ее специфику, есть определенные перспективы для решения психодинамических задач путем группового взаимодействия.
  •  09/08/2003, 14:59 274223 in reply to 274216

    QUOTE (Inako @ Sep 8 2003, 15:50 ) Что ж это такое? Похоже, что Интернет стал для меня наркотиком. Вишу в нем по многу часов в день без определенной цели. В форуме, в основном.
    Есть ли какие-нибудь сведения об Интернетозависимости? Научные или ненаучные. А?

    Все потому что люди друг-другу нужны все меньше и меньше. Поэтому и осуществляется подмена, на домашних животных, на телевизор, на интернет.
    "451 градус по Фаренгейту" - нам уже более интересны "родственники", чем реальные люди, хотя бы наши близкие.
    Интернет не виноват, это человек слаб. В топку!
  •  09/10/2003, 9:29 274224 in reply to 274216

    • Inako сейчас не на линии. Последнее действие: 09-02-2004, 8:32 Inako
    • Not Ranked
    • Зарегистрирован: 08/07/2003
    • город Новокузнецк Кемеровской области
    • Сообщения: 410
    QUOTE (Corvin @ Sep 8 2003, 17:07 )За этими цифрами стоят постоянно озабоченные, эмоционально подавленные люди, напряжённые, бледные, страдающие нервной дрожью, сердцебиением, испытывающие неадекватные страхи, неловкость, опасения

    О! В точку!

    Честно, большое спасибо, Corvin! Это действительно интересно.
  •  09/10/2003, 9:41 274225 in reply to 274216

    • Inako сейчас не на линии. Последнее действие: 09-02-2004, 8:32 Inako
    • Not Ranked
    • Зарегистрирован: 08/07/2003
    • город Новокузнецк Кемеровской области
    • Сообщения: 410
    QUOTE (Corvin @ Sep 8 2003, 17:07 ) Есть мнения, что в наиболее технологическом своём воплощении ВР можно сравнить с сильнодействующим наркотиком, поскольку конечным объектом воздействия этой системы является мозг человека. Неспособный адаптироваться и жить в реальном мире невротик уходит в мир ВР.

    Ага, у кого-то тоже есть такие мнения...
  •  09/10/2003, 9:52 274226 in reply to 274216

    Интересно, у кого?
  •  09/10/2003, 9:56 274227 in reply to 274216

    • Inako сейчас не на линии. Последнее действие: 09-02-2004, 8:32 Inako
    • Not Ranked
    • Зарегистрирован: 08/07/2003
    • город Новокузнецк Кемеровской области
    • Сообщения: 410
    QUOTE (Corvin @ Sep 8 2003, 17:08 ) Отметим только, что несмотря на то, что виртуальная презентация никогда не тождественна реальной, поведенческие сценарии сетевых субличностей имеют право на реализацию и развитие, поскольку общение посредством Интернет является не эрзацем, а самоценной средой человеческой деятельности.


  •  09/10/2003, 10:00 274228 in reply to 274216

    Инако, ты понимаешь, что тебе тут написали?
  •  09/10/2003, 10:06 274229 in reply to 274216

    • Inako сейчас не на линии. Последнее действие: 09-02-2004, 8:32 Inako
    • Not Ranked
    • Зарегистрирован: 08/07/2003
    • город Новокузнецк Кемеровской области
    • Сообщения: 410
    QUOTE (Corvin @ Sep 8 2003, 17:08 ) Как уже было отмечено выше, начинаясь в рамках заданной темы, дискуссия зачастую уходит от нее в совсем другие области.
    Этими областями, как правило, становятся:
    1) обсуждение глобальных бытийных вопросов (в т.ч. религиозных, философских, экзистенциальных);
    2) обсуждение психологических проблем реального общения;
    3) агрессивное «выяснение отношений» между участниками форума



  •  09/10/2003, 10:12 274230 in reply to 274216

    • Inako сейчас не на линии. Последнее действие: 09-02-2004, 8:32 Inako
    • Not Ranked
    • Зарегистрирован: 08/07/2003
    • город Новокузнецк Кемеровской области
    • Сообщения: 410
    QUOTE (Modern Crusader @ Sep 8 2003, 17:59 )
    "451 градус по Фаренгейту" - нам уже более интересны "родственники", чем реальные люди, хотя бы наши близкие.
    Интернет не виноват, это человек слаб. В топку!

    Поборемся!
    Ну, хоть попытаемся...
Страница 1 из 3 [Всего 38 записей]   1 2 3 »
Показать как RSS feed в формате XML


visits

Community Server