Доступно и всерьез о людях и  взаимоотношениях между ними
Добро пожаловать в Socionics.org Войти | Регистрация | Помощь
.

Если вы уже определили свой тип, то теперь самое время найти свою вторую половину. Дело в том, что среди других 16 типов существует один, который наиболее вам подходит, который как бы дополняет вас. Те качества, которые не развиты у вас, сильны у него, и наоборот, то, в чем слаб он, сильны вы. Этот тип по отношению к вам является дуалом. У каждого типа есть свой дуал.

Таким образом, существуют 8 взаимодополняющих друг друга пар. Это Дон Кихот и Дюма, Гюго и Робеспьер, Гамлет и Горький, Жуков и Есенин, Наполеон и Бальзак, Джек Лондон и Драйзер, Габен и Гексли, Штирлиц и Достоевский. В таких парах практически всегда наблюдается полное взаимопонимание. Дуалы поддерживают друг друга, не задевают обидными замечаниями, не делают того, что не нравится другому. В сексе у дуалов также проявляется совместимость.

Среди других типов существуют типы, с которыми вы также будете ощущать психологический комфорт, и отношения с ними вам будут приятны. Но наиболее полное дополнение происходит именно с вашим дуалом. Особенно, если речь идет о создании семьи, когда психологическая дистанция между партнерами короткая. Таким образом, если вы знаете свой тип, то нетрудно найти и своего дуала.

Далее мы предлагаем вам подробное описание взаимоотношений партнеров в дуальных парах, а также их поведение в предбрачной дружбе (по материалам книги А. Аугустинавичуте "Дуальная природа человека".

Дуальная природа человека

Природа эротических чувств

В чем причина эротической любви? Наиболее убедительной нам кажется гипотеза, по которой феномен любви объясняется природой человека как парного существа.

Об этом размышляли многие философы. "Один человек еще не человек, писал Фейербах, только в паре он обретает гармоничную целостность". "Истинная сущность любви состоит в том, читаем у Гегеля, чтобы отказаться от осознания самого себя, забыть себя в другом "я" и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою". Подобным образом рассуждает Эрих Фромм: "Любовь позволяет быть самим собой и сохранить свою целостность. Любовь является парадоксом, в котором два существа становятся одним и однако остаются двумя".

Для объяснения этого не очень-то понятного явления древними греками использовался миф об андрогинах, который рассказывает Аристофан Сократу в диалоге Платона "Пир". Миф о том, что когда-то люди имели двойное тело по две пары рук и ног, два лица. И только рассерженный Зевс рассек их пополам. Поэтому каждый человек сейчас является половинкой, постоянно жаждущей восстановления своего прежнего полного Я.

Почему это бывает только у любящих, только у близких людей не ясно; психологам и физиологам еще предстоит разрешить эту загадку".

Что дает человеку психическое дополнение

Отношения между типами, когда второй имеет нужные дополняющие качества, называем отношением дополнения, сам процесс дополнения дуализацией. Человек без дополнения, то есть недуализированный неспокойное, духовно голодное существо, не имеющее представления, в чем суть его голода и кто в этом виноват. Чувствует, что его "не понимают", но кто в этом повинен он сам, "трудное детство", супруг или общество не уверен. В таком состоянии трудно жить в мире со всем миром, нагромождаются всевозможные конфликты, возникают противоречия, беспричинная агрессивность. Человек тянется к другим за ответом и часто еще больше запутывается в себе и своих отношениях.

Более глубокий анализ взаимоотношений молодых людей показал, что психическая структура определяет не только поведение в браке, но и в добрачной дружбе. То, как человек берется за инициативу или избегает ее, как он привлекает, кокетничает, равным образом и то, каким образом подчеркивает свою сдержанность, независимость, является сложным "отборочным" механизмом. Этот механизм в какой-то мере отгораживает от внимания психологически неподходящих партнеров и привлекает подходящего.

Отношение дополнения дает и полную сексуальную совместимость. Но таких браков, как мы видели, маловато. Нельзя утверждать, что браки заключаются слишком рано. Скорее люди знакомятся слишком поздно, когда для проверки характера уже нет условий. И из-за слишком узкого круга знакомых-друзей, и из-за незнания законов психической совместимости. Поздновато выбирать, подходит человек по характеру или нет, когда знакомятся люди, которым просто пора вступать в брак, которые лишь для этого и знакомятся. Сексуальное влечение в этом возрасте не дремлет, оно постоянно наготове и легко принимается за "настоящую любовь". А ведь каждый ожидает от супруга не чего-то иного, а именно полного психического дополнения и уравновешивания психики.

Как люди с дополняющими психиками воспринимают друг друга? Как "самого человечного человека". Самого гуманного, мягкого, доступного, отзывчивого. Таким он и является. Кроме того, это партнер, который всегда знает, что и когда нужно делать, как ответить, что посоветовать, какой шуткой рассеять напряжение. Который все понимает, всегда умеет поддержать, защитить, никогда не обидит и что, возможно, еще важнее сам никогда не обижается. При дуале каждый активизируется и чувствует себя более сильным и более правым, Недуализированный человек постоянно, в проявлении любой активности как бы выходит за границы своих возможностей и теряет равновесие. И то, что называют отдыхом, нужно не столько для восстановления сил, сколько для восстановления психического равновесия.

Многие люди не знают, не чувствуют, что такое дуализация психики, и потому не ищут ее. В период предбрачной дружбы довольно-таки часто проявляется склонность искать не дуализации со спокойным духовным комфортом, а "великой самоотверженности". И страданий. Бытует уверенность что чувство любви должно сопровождаться духовными страданиями. Но это верно только для тех случаев, когда влюбленные не дополняют друг друга.

Дуализация повышает самоуважение человека Благодаря ей постоянно осознаются и собственная полезность другим людям, и собственное место обществе. Второй постоянно обеспечивает достоверной информацией об этом. Пропадают все чувства неполноценности и страх почувствовать себя выскочкой. На дополняющего не смотрят как на недосягаемого принца, рядом с ним сами становятся королями.

У каждого бывает кислое настроение, проявляющееся в какой-то ворчливости. Примечательно, что ворчливость дуала никогда не воспринимается как град упреков. Часто именно ворчание та скорма общения, которая отличается самой большой непосредственностью, когда оба все понимают с полу слова. Когда за минимально короткое время нар перу передастся самая обширная информация и том, что происходит в объективном мире, и самое главное о своем замешательстве, неопределенности отношения к этому происходящему. Ворчливость лишь обращенная к партнеру полуосознанная просьба объяснить что-то непонятное. На это ворчание никто, кроме дуала, правильно прореагировать, дать нужный ответ или объяснение, а иногда просто промолчать не умеет.

Источником раздраженности и конфликтов между людьми на работе и в семейном быту бывает столкновение в проявлении инициативы или неумение одного подхватить и поддержать инициатив другого. У дуалов такие конфликты невозможны, действуют они слаженно, этой слаженностью активизируя и уравновешивая друг друга. Один подхватывает инициативу другого для того, чтобы в нужный момент вернуть се в первые руки. Попеременная активность не оставляет обойденных вниманием звеньев в исполняемой работе, повышает результативность труда, сокращает необходимое на то исполнение время. То, что делается одним, другим воспринимается как проявление исключительно ценных и редких способностей, умений. Постоянное удивление и нужные (не любые, а нужные) похвалы подзадоривают и распаляют эмоционально. Дуалы не только не хотят, но и не могут деструктивно влиять друг на друга. У них нет таких возможностей, потому что нет слов, которыми можно обидеть другого. Ведь один человек обижает другого не столько своими поступками, сколько тем, какими словами он эти поступки объясняет, какие мотивы на первый план выдвигает, какой мимикой свои объяснения сопровождает. Как сходятся при появлении общих интересов, так и расходятся при их отсутствии очень просто. Если это супружеская пара, они как бы сращиваются в одно общее Я.

Таким партнерам не нужны сознательные уступки. Все идет как бы само собой. Отношения между ними могут быть серьезно деловыми или шутливыми. Никогда злобными и агрессивными.

При любой совместной активности такие люди удачно друг друга оттеняют. Проявляются эта тождественность и дополняемость при любой совместной активности. Особенно явно это заметно в начале нового рабочего дня, когда слова и жесты (одного служат как бы ключом зажигания другого. А также при сексуальных играх. По этому вопросу психологи Н. и А. Обозовы в статье "Диагностика супружеских затруднений" пишут: "...для психофизиологического общения имеют значение не только чисто сексуальные характеристики партнеров (тип половой конституции, половая потенция и т.п.), но и... реактивность организма, психодинамические характеристики поведения... вследствие этого причиной неудовлетворенности некоторых супругов является не сексуальный контакт в узком смысле этого слова, а форма эротических игр, проявление сексуальной заинтересованности..." Поэтому, добавим мы, кто однажды попал в объятия дуала, не склонен менять их па что-либо другое. При отношении дополнения из сексуально холодных людей и фригидных женщин супруги долго остаются сексуально активными.

Сексуальное поведение разных типов очень различается. Поэтому о настоящей сексуальной совместимости можно говорить лишь между дополняющими. Проиллюстрируем это примером двух противоположных диад диады сенсорно-этического экстраверта (Наполеон ) и сенсорно-этического интроверта (Дюма). Эти два противоположных сенсорика диктуют своим партнерам и противоположное сенсорное поведение. В диаде сенсорно-этического интроверта (Дюма-Дон Кихот) "любят" кожей всей ее поверхностью. Здесь нет резких движений, партнеры как бы тают в объятиях друг друга. В диаде сенсорно-этического экстраверта (Наполеон-Бальзак), наоборот, избегают прикосновения кожей и слияния тел. Здесь много резких движений, поз и почти гимнастических упражнений. Интересно, что сенсорные экстраверты вообще не терпят прикосновения другого человека, даже, например, прикосновения врача. Руку другому человеку подают и то лишь по собственной инициативе.

Дуализация является обязательным условием не только удачного психического, но и удачного физического функционирования организма. Люди с дуализированной психикой гораздо меньше болеют, скорее выздоравливают.

Дуализированность психики отражается на здоровье человека, потому что каждый элемент не только отражает определенные аспекты объективной действительности, но и управляет организмом В первую очередь заболевают те системы, которые являются ведущими у дуала.

Например, логические экстраверты и впрямь чаще болеют "сердцем", этические экстраверты "почками", а интуитивные экстраверты "желудком", "поджелудочной", "печенью".

Проявление чувств в предбрачной дружбе

После всего вышесказанного можно перейти к основной задаче этой работы, к рассмотрению конкретного поведения разных типов в период поиска партнера для брака. Для этого шестнадцать типов ИМ распределим на четыре четверки, каждая из которых образована из двух родственных, то есть в какой-то степени похожих своим поведением, диад.

А. Логические экстраверты и этические интроверты

Первая диада: логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц); этико-интуитивный интроверт (Достоевский)
Вторая диада: логико-интуитивный экстраверт (Дж. Лондон); этико-сенсорный интроверт (Драйзер).

Самое основное, что в себе имеет и ценит логико-сенсорный экстраверт, есть логика, умение разумно и логично действовать. Это единственное качество, которым он полностью доволен и которому полностью доверяет. Неважно, очень или не очень он умен, но если окружающие сомневаются в его логике, это его не смущает. Из-за развитой экстравертной сенсорики исключительно чуток к эстетике окружающего пространства. Интересно, что самое активное внимание обращает не на интеллект других, который, по его представлению, постоянная, неизменная и от самого человека не зависящая величина, а на умение рационально действовать и внешность человека. Не столь важно, насколько партнер умен, сколь важны его элегантность и физическая форма, так как они зависят только от доброй воли человека. Лишний вес неопрятность, даже вызов общественному вкусу. Это вообще одно из самых неприличных явлений. Точно и метко отличает красивые вещи от некрасивых, но красивые и неудобные или бесполезные для его рационального ума не существуют. Одевается хорошо и элегантно, но не наряжается. Одежду носит долго, и она постоянно удивляет своей свежестью, как будто фактор времени для него не существует. Сам неудобной обуви не наденет, так как живет для себя, а не для украшения мира. Но все другие должны одеваться лишь очень красиво для его эстетического удовлетворения.

Его влечение к лицам другого пола совершенно сознательное, и его он не боится. Бедные те, у кого оно отсутствует, это им нужно прятаться, а не ему. Труднее с чувствами. Чувствует потребность любви, хочет любить и быть любимым, но делать из любви поэму не умеет. Старается привлечь девушку ласками, услугами, подарками, но не красивыми словами о чувствах. Это его мучает, кажется трудным, бессмысленным. В чувствах он пассивная и потому легко уязвимая сторона. Быстро полюбить не может, боится обмануться, принять желаемое за действительное. Если любовь противоречит логике, ее отбрасывает. Это один из тех типов, которых у нас считают мужественными.

У людей с развитыми ощущениями недоразвита интуиция, поэтому они исключительно старательно избегают случайностей, хотят полной ясности и уверенности. Не могут любить, если думают, что их чувства неразумные. Не могут любить человека, в котором сомневаются, которому не доверяют, вместе с которым появляются проблемы. Не могут любить даже тех, кто слишком самостоятелен и потому не нуждается в постоянной помощи и опеке. Равно как и тех, кто сам не показывает определенной податливой заботливости. В сфере чувств не чувствуют права на риск: могут желать ту, которая их не желает, но не могут любить тон, которая их не любит. Нужен партнер с глубокими интровертными чувствами и почти не замечаемыми уравновешенными эмоциями на поверхности, то есть человек, суть внутреннего мира которого умение чувства других измерять своими собственными чувствами. Логическому экстраверту исключительно важна положительная и очень тактичная эмоциональная оценка всех его поступков, забот, усилий. Жизнь ясна, легка и понятна, когда он не портит настроения партнера, когда он его радует.

Принцесса его мечты сама инициативы не показывает, ждет, пока ее заметят. Но когда ей начинают уделять внимание, держится очень тактично и не демонстрирует своих отрицательных установок даже шутя. Таких шуток здесь не понимают, воспринимают как отрицательную эмоциональную оценку личности и удаляются. Жеманство не соблазняет и не притягивает.

За партнера чувствуют ответственность. Оберегая его интересы от настоящих и мнимых противников, являются более агрессивными, чем тогда, когда оберегают свои. Заботятся о партнере и тогда, когда дают ему указания, корректируют и регламентируют его деятельность. С удовольствием делают все то, чего партнер не может. Если вправду не может, а не потому, что не хочет. Точнее стараются преодолеть те трудности, которые мешают партнеру продуктивно действовать. Очень не любят, если партнер попадает под чье-то влияние и прислушивается к советам других.

Так как этот тип имеет развитый и даже придирчивый вкус (в поведении, которое диктуется вторым, а не первым элементом, человек всегда более придирчив), склонен диктовать партнеру свое понятие красоты. Всегда уверен, что знает, что красиво и что нет, когда подходит, когда нет. И не так уж важно, нравится ли это другим людям и считает ли общественность это модным или нет. Ему гораздо труднее жить около человека со своим вкусом, чем около того, за кого приходится решать все эстетические проблемы, который поддается его поле, прислушивается к указаниям.

Наиболее подходят чувства этико-интуитивного интроверта. Это носитель тихого внутреннего, для посторонних людей незаметного, моря чувств. Мир его чувств настолько тонок и богат, самодостаточен, что не нужны словесные доказательства любви. Он и без слов видит, кто кого и насколько любит, кто кому нужен, а кому не нужен. Ценное свойство этого типа умение приспособиться к эмоциям другого человека, сопереживать с другим человеком, снять эмоциональное напряжение, успокоить. Это постоянно в кого-то влюбленные, в глубине души перед кем-то поклоняющиеся, хотя чаще всего производят впечатление холодных, замкнутых в себе или даже бесчувственных. Их влюбленность, как влюбленность каждого интуитивного, платоническая, бесплотная.

Равно как логическому экстраверту необходимо, чтобы его кто-то любил, а иначе он любить не умеет, так этико-интуитивному интроверту нужно чье-то влечение. Он сам желать не смеет, своим собственным влечением недоволен, старается его заглушить, не поддается его влиянию. Смелость приходит не скоро, вместе с верой в любимого человека и уверенностью, что влечение не покажется смешным, не унизит его в глазах другого.

Этический интроверт ищет приятных эмоций. Ими обеспечивают разумность, логика, деятельность, умение защитить, требовательность партнера. Никаких других доказательств любви и разговоров о любви не нужно. Нужно, чтобы партнер своим поведением доставлял эти приятные эмоции:

не опаздывал на свидания, выполнял свои обещания, был вежливым, заботливым. Ожидание, которое никогда не обманывается и во время которого можно сколько угодно мечтать, является одним из самых больших удовольствий этого типа ИМ.

Такая девушка (как и мужчина) хочет жить согласно вкусам и желаниям другого не столько потому, что не имеет своих, сколько потому, что желает полной гармонии взаимоотношений, полного слияния воли. Поэтому, с одной стороны, есть склонность полностью подчиниться, с другой не менее горячее желание, чтобы вкусы обоих совпадали. Девушка хочет знать, что нравится ему и хочет к этому приспособиться. Но беда тому мужчине, у которого характер не логического экстраверта и который поэтому не может к ней приспособиться, то есть не может выполнить ее основного требования: всегда и везде иметь свое мнение. Беда мужчине, который хоть и очень умный свои мнения склонен излагать в форме размышлений, а не в форме коротких категорических формулировок. Рядом с ним этико-интуитивный интроверт постоянно недоволен и несчастен.

Можно сказать, что этой девушке не хватает характера, что она непозволительно уступчива, что каждый интеллигентный человек должен иметь снос мнение и вкус. Но когда в одном браке встречаются двое со своим "вкусом" (оба без него тоже плохо), например логико-сенсорный экстраверт и этико-сенсорный интроверт, чаще всего получаются не два самостоятельных вкуса, а борьба между двумя независимыми друг от друга эгоизмами.

Сильная сторона логико-интуитивного экстраверта тоже логика. Из-за развитого абстрактного мышления он невнимателен к внешности партнера, уделяет ей мало внимания. Часто даже больше: партнер со слишком хорошими с физическими данными мешает. Ему нужен не тот, кто самый красивый для него, а скорее тот, для которого он самый красивый. Ведь он из-за своей невнимательности к окружению не разбирается в том, как его видят другие, всегда не уверен в своей внешности и немного переживает из-за своей мнимой некрасивости. Для интуитивных типов ИМ признание их физического "я" является исключительно важным, поэтому и нужен партнер с развитыми эстетическими чувствами, вкусу которого можно доверять; им нужно чувствовать: я ему нравлюсь, несмотря на то что вкус у него развитый, придирчивый и даже претенциозный. Я ему нравлюсь, несмотря на то что в отношении всех других людей он очень критичен, что большинство из них для него некрасивы. Я ему нравлюсь не потому, что ему все равно, какой я, а потому, что я такой, какой я есть.

Его этические чувства и эмоции недоразвиты, как и у каждого логического. Постоянно любить может лишь того, осознанных чувств которого хватает на двоих и осознанного влечения которого тоже хватает на двоих. 13 быту рассеянный, полностью доверяет вкусу партнера, позволяет ему собой командовать.

В партнеры лучше всего подходит этико-сенсорный интроверт. Это тоже творец глубоких этических чувств и любви. Но так как имеет развитую сенсорику, является очень самостоятельной личностью, монополизирующей в своих руках обе части эротики. Своих эмоций не демонстрирует, потому кажется холодным, а из-за своего проницательного, острого взгляда, с помощью которого отлично разбирается в окружающем мире, даже злым. На собеседника не смотрит как бы для того, чтобы не испепелить его своим недоверчивым, пронизывающим взглядом.

Второй элемент более творческий, чем первый. Поэтому все его проявления больше радуют и самому индивиду кажутся более ценными. Потому в эстетике он очень требователен, категоричен и часто неприятен. Все люди любят порядок. Одним он нужен больше, другим меньше, но всем легче, когда есть порядок. Индивидуумы с сенсорикой на месте второго элемента часто любое отклонение от принятого порядка замечают гипертрофированно остро. Возможно, поэтому их взгляд многим кажется неприятным, колючим и злобным. Из домашних порядков (особенно если в окружении нет психически дополняющего партнера) делают канон, не считаясь ни с затратами времени, ни с затратами энергии. Им очень важен их собственный вкус в искусстве, одежде, интерьере, то есть во всем, что дает или может дать приятные ощущения. С ними легко лишь тем, у кого нет собственной "эстетической сенсорной программы". Лишь интуитивный может спокойно приспособиться и даже быть довольным, когда другой обеспечивает его программой, которая не только облегчает, упрощает, но и обогащает его жизнь.

Этико-сенсорный интроверт не думает о будущем, а живет лишь сегодняшним днем и не любит ожидать. Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра. А сегодня можно сделать то, что ему вот теперь вздумалось. Этот тип неуступчив и упрям, поэтому так удачно дружит с логико-интуитивным экстравертом, живущим не теперешним днем, а тем, что было и что будет, и не обращающим внимания на сегодня. Любит он тоже не словами, а делом, только в отличие от логико-сенсорного экстраверта не склонен эти "дела" придумывать сам и с удовольствием во всей повседневной конкретности поддастся воле партнера. В любое время бросает одно и начинает другое, если только партнеру этого захочется.

Студентка, этико-сенсорный интроверт, пишет о парне своей мечты: "Он моден, но обязательно опрятен и несомненно строен. Очень вежлив, мягок в обращении, внимателен ко мне и другим. Не завистник и не лжец. Не эгоист. По всем вопросам имеет свое мнение. Вместе со мной ходит в театр, кино, на художественные выставки, на концерты. Любит длинные прогулки и путешествия, туристические походы. Много говорит, рассказывает все, что придет в голову. Дома мой помощник". В описании опознаем точный образ логико-интуитивного экстраверта. Он как никто другой любит рассказывать и обсуждать прочитанное и услышанное. Только он смог бы послушно исполнять все эти пожелания.

Б. Этические экстраверты и логические интроверты

Первая диада: этико-сенсорный экстраверт (Гюго), логико-интуитивный интроверт (Робеспьер)
Вторая диада: этико-интуитивный экстраверт (Гамлет), логико-сенсорный интроверт (Горький).

Эмоции этических экстравертов сильные, колоритные, внушительные, с большой экспрессией, нередко и властные. Эмоций не стесняются и не скрывают. Глубина и разнообразие переживаний самое ценное, что находят в себе, на основании чего ценят других людей. Формы выражения эмоций стараются усовершенствовать. Отсюда особенно сильное влечение к поэзии, музыке. Легко говорят и о любых других: страхе, ненависти и т.д. О том, что удивляет, восхищает, возмущает, выводит из терпения. Эмоции управляются, направляются и контролируются сознанием. Настроение то, что они сами творят, а не то, что с ними происходит без их сознательного желания. Эмоции довольно часто основное содержание жизни, ее сущность и вместе с тем украшение, а не рефлексия, как это бывает с людьми, имеющими логическое мышление. Они, как правило, очень приятные собеседники, внимательные слушатели: умеют понять, восхититься, одобрить, посочувствовать, войти в положение другого. Тем самым поощряют в окружающих откровенность, помогают разобраться в своих эмоциях. С помощью умения одобрять своим энтузиазмом заражают других, поднимают их настроение, вдохновляют на действие. Эмоции этих люден так сильно контролируются сознанием, они так уверены и их правомерности, что и эмоции, которые вызываются объектом любви, их не смущают и не стесняют. Странный и непонятный только тот, кто никем не восхищается, кого никто не приводит к восторгу и переживаниям. Часто думают, что своих эмоций не скрывают уверенные в себе люди, то есть люди с высоким чувством собственного достоинства. Безусловно, это сколько-то связано с уважением к себе. Но люди, которые уважают свои эмоции, далеко не всегда доверяют другим сторонам проявления своей личности: уму, воле, способностям. Здесь нам важно лишь одно чувство правомерности своих эмоций. И то, что не очень уверенный в себе этический экстраверт этих своих эмоций не стесняется.

Хорошо воспитанный этический экстраверт видит необходимость скрыть часть отрицательных чувств: возмущение, отвращение. Но не показать восхищение, не увеличить удовлетворенность другого человека собой причин нет.

Этический интроверт, о котором мы говорили раньше, старается понять другого и получить приятные эмоции. Экстраверт не столько ищет их себе, сколько старается дать другим. Давая радость другому, радуется сам. Смысл жизни обеспечивать окружающих положительными эмоциями. Поощрять их деятельность, придать смелость, вдохновить, а в случае надобности и приостановить или направить по другому руслу. (Поэтому эти два этических типа экстраверт и интроверт один другого не понимают, подозревают в эгоизме и фальши.)

Этико-сенсорный экстраверт имеет развитую сенсорику, поэтому замечает не только духовные, но и физические свойства партнера. Ему нужны не только психические, интеллектуальные данные партнера, но и его умение заинтересовать своей внешностью, физической выправкой, элегантностью. Эстетический вкус развит. Не переносит беспорядка и неопрятности. К вкусу других приспосабливаться не хочет. Интересующий его логический интроверт кажется замкнутым, загадочным, малопонятным/тля других и поэтому исключительно привлекательным. Яркие эмоции этического экстраверта, умение радоваться всему хорошему и красивому поднимают жизненный тонус логического интроверта. Логический интроверт не бесчувствен, но он вечно не уверен:

уместны ли его эмоции. Этический экстраверт как раз тот, кто искусно выражает то, что накопилось в его душе. Поэтому его и ценят.

В партнеры этико-сенсорному экстраверту особенно подходит логико-интуитивный интроверт, который является довольно уступчивым, охотно приспосабливается к партнеру, одобряет его вкус, отвечает на его эротическую инициативу. Логико-интуитивный интроверт в своих чувствах и в своем влечении может признаться лишь после того, когда глаза партнера любимого человека недвусмысленно выдают не только его эмоции, но и желание.

Он не эгоист. Если не всегда умеет считаться с интересами других, то с собственными тем более. Он больше других хочет чувствовать себя хорошим человеком. Но этой-то веры как раз и не хватает. Потому нужен защищающий его интересы партнер, который сумеет покритиковать его и за недостаток эгоизма, и за неумение беречь себя. Кто не поощряет его к деятельности, не требует активности, не заботится о его интересах и не заставляет его самого о них заботиться, тот его не любит. Не заботиться о нем, как и о всех других интуитивных, нельзя. Без этого они предъявляют к себе слишком большие требования и истощаются физически. Защиту его интересов, доброго имени и критику за слишком большую, изнуряющую деятельность воспринимает как признание ценности своей личности и доказательство любви. Это то, без чего ему трудно живется. Все прочее имеет мало значения.

Самая сильная его сторона логическое мышление. Побуждающая к общественной деятельности экстравертная интуиция является второй творческой, но требующей признания стороной. Поэтому для удовлетворенности своей деятельностью нужно одобрение партнера. Без него чувствует себя потерянным. Функционирование его как личности зависит от интеллекта партнера, его чуткости и умения одобрять. Время от времени он даже склонен проверить эмоции партнера малопонятными выходками. Если партнер надлежащим образом среагировал, значит контакт есть, все в порядке. Осуждение его неправильных поступков необходимо как компас, который ориентирует в вопросах общественного мнения. Кроме того, пока партнер интересуется его деятельностью, он интересуется и его личностью. Поэтому и нужно удостовериться, что ему все еще не нравятся его дурные поступки. Значит, замечает, заботится, уделяет внимание.

Отношения с сексуальным партнером сложны. Ни объекта влечения, ни тем более объекта чувств но своей воле не меняет. Можно сказать, что он любит того, кто уверен, что любит сам, и умеет быть уверенным, что является любимым.

Экстравертные эмоции основа союза двух людей, благодаря которому эмоционально более активный этический экстраверт внушает значительно более пассивному и менее смелому в своих начинаниях логическому интроверту уверенность в себе и в своей деятельности, дает опору, активизирует. Это влияние одного человека на другого напоминает чудо, значительность которого зависит от уровня интеллекта обоих.

Эмоции этико-интуитивного экстраверта тоже хорошо выражены и всем отчетливо видны, но они как бы отвлеченные. Он может распространяться о своих эмоциях и переживаниях, но его чувства платонические, не смеет желать даже очень любимого человека. Некоторое значение имеет неудовлетворительное сексуальное воспитание, но это воспитание только дополнительно усложняет их жизнь. Благожелателен к каждому, кто к нему проявил доброе чувство, но нужно много времени и настойчивого внимания партнера, чтобы чувство сплавилось с влечением. Влечение, как и у всех интуитивных, имеет своеобразный "заочный!" характер это значит, что объект совершенно осознанно желаю, только при его отсутствии. Когда любимый перед глазами, влечение кажется чем-то призрачным и фантастичным. Если партер из-за психической несовместимости недостаточно его понимает, даже и в браке избегает сексуальной близости. Свои чувства партнеру выражают не конкретно заботой о нем, а только драматическими рассказами и предупреждениями об опасностях, которые могут на него свалиться.

Интересно, что этико-интуитивному экстраверту присуща своеобразная высокомерная манера держаться. Со стороны кажется, что он почему-то важничает, что-то изображает. Это "высокомерие" очень привлекательно для практичного в своей деятельности, но замкнутого в отношениях с людьми логико-сенсорного интроверта. Оно придает ему своеобразное чувство уверенности и безопасности. Он благодарен и за фейерверк эмоций, которые освежают и оживляют его загнанные в подполье чувства. И за то, что этико-интуитивный экстраверт охотно приспосабливается к практическо-эстетической программе партнера.

Логико-сенсорный экстраверт эстет. Острое восприятие красоты, желание видеть ее вокруг себя, оценивать и наслаждаться. Он не такой гурман, как, например, логико-сенсорный экстраверт. Ему не так важно, что он ест и пьет. Желает удивить мир элегантностью своей собственной и особенно партнера (точнее красивыми объектами).

Своего влечения логико-сенсорный интроверт не скрывает, не стесняется, часто даже создается впечатление, что оно нарочно демонстрируется. Его проникновенный, жадный взгляд не пропускает незамеченным и неоценённым ни одного лица противоположного пола и многим может быть неприятен. Этот взгляд не столько волнует этико-интуитивного экстраверта, сколько убеждает в том, что его и вправду ценят и желают. Предлагает брак на основе полностью осознаваемого влечения и для него самого трудно определяемых чувств. О чувствах другого судит но внешнем проявлением эмоций. Поэтому сравнительно легко может ошибиться и свое желание быть любимым принять за чувства партнера. Чувствует это и потому недоверчив. В этом отношении этико-интуитивный экстраверт со своим подчеркнутым высокомерием именно то, что нужно: мало вероятности, что он пойдет на сближение раньше, чем понял, что связывающее их чувство настоящее.

Логико-интуитивный интроверт в любви еще более зависим от партнера, чем логико-сенсорный интроверт. Он не разбирается не только в чувствах, но и во влечении другого человека. Поэтому и более осторожен, больше боится быть смешным. Мужчины могут из себя изображать антифеминистов, женщины, особенно если эта установка воспитанием, тоже более или менее откровенно показывают свое презрение к вопросам пола. В этом "антифеминизме" есть элемент демонстративности, за которым спрятан поиск постоянных, неизменных человеческих отношений. Это не столько утверждение "все женщины никчемны", сколько вопрос "сможет ли она меня любить постоянно".

В. Сенсорные экстраверты и интуитивные интроверты

Первая диада: сенсорно-логический экстраверт (Жуков); интуитивно-этический интроверт (Есенин).
Вторая диада; сенсорно-этический экстраверт (Наполеон); интуитивно-логический интроверт (Бальзак).

Сенсорно-логический экстраверт, как и все экстраверты, не любит инициативы со стороны других. Кто ее проявляет неинтересен, назойлив, скучен и вообще "не такой". Порой старается этого не показывать, изображает вежливого (особенно если это девушка), но чувствует себя скверно. Человек с таким характером вовсе не сомневается, что имеет право на физическую сторону любви, если только он сам ее ищет, если она ему не навязана. Влечение, стремление к физической идентификации с другим человеком дело понятное и обыкновенное. Это непререкаемая часть его природы. Его слабое место чувства. Судя о других по себе, он знает и не сомневается, что может быть желанен, но редко бывает уверен, что также и любим. Влечение обыкновенное средство самореализации. Любовь, психическая идентификация с другим человеком не каждому доступная роскошь. Поэтому говорить о своих чувствах, пока не уверен, что партнер их ценит выше, чем он сам, не может. А если обмолвился, чувствует, как будто себя предал. Боится любви не как психической идентификации с другим, а как незаконного желания, незаслуженной роскоши. Боится не только любви, по и любых чувств. Он сам, как и его близкие, уверен, что не знает страха, ненависти и т.н. Не удивляется и не завидует.

Эмоционально вполне откровенно чувствует себя только с интуитивно-этическим интровертом, который, с одной стороны, достаточно эмоционален, хорошо понимает чувства другого и не скрывает собственные, с другой создаст впечатление очень беспомощного, потерявшегося в жизни индивида. Только столкнувшись с таким человеком, сенсорно-логический экстраверт уверен, что над его чувствами никогда не посмеются. Даже если они будут отвергнуты, это покажется столь беспомощным и неправдоподобным, что не обидит. Кроме того, сенсорно-логическому экстраверту импонирует сексуальная сдержанность партнера как предпосылка серьезных чувств и постоянства.

Нередко говорят, что мужчина ищет женской слабости, так как только слабому не боится показать свою слабость. Это неправильно. Одни люди поскольку это касается разных типов ИМ не слабее других. То же можно сказать и о взаимоотношениях этих двух людей. Сила сенсорно-логического экстраверта в его энергии, способности к логическим выводам и отречении от чувств. Его слабость в старании избежать показа чувств. Сила интуитивно-этического интроверта в его приспособлении к другим людям и умении манипулировать их эмоциями. Только сенсорно-логическому экстраверту может казаться, что любящая женщина привлекает его своим бессилием, так как на чувства и эмоции, которые не прячут, он смотрит как на слабость. Для нее же он не менее беспомощен. Ведь выбирая между сенсорно-логическим экстравертом и сенсорно-этическим экстравертом, выбирает первого только из-за его "беспомощности", то есть несмелости в любви.

Сенсорно-этический экстраверт не только не скрывает своих чувств, но, наоборот, ими гордится. Сравнительно легко, если это отвечает его внутреннему настроению, выказывает свое восхищение. И словами, и взглядами. Он всегда за полноценную любовь, за физическую и психическую идентификацию, если только это ему нужно. Даже когда чувство кратковременное. Очень хорошо знает, чего хочет от объекта любви, не склонен приспосабливаться, а только диктовать.

Сенсорно-этический экстраверт, как и все сенсорные, много внимания уделяет эстетике окружения, чистоте, порядку. Он чаще всего обладает тем, что называется врожденным вкусом, умеет хорошо одеваться и того же требует от окружающих. Внимателен к физическим данным партнера. Во всей своей деятельности очень инициативен. А вот чувства меры для измерения содеянного не имеет. Постоянно не уверен, что сделал все, что мог.

Жизнь сенсорно-этического экстраверта осложняют требования близких обдумывать свою деятельность, вести себя умно. (Чаще всего в эту ситуацию попадают мужчины, так как логикой женского поведения меньше интересуются.) Он этого не переносит, такое требование выводит его из себя, он и вправду перестает считаться с логикой. Поступает умно и логично до тех пор, пока этого от него не требуют, пока его "уважают", с ним "считаются". Нельзя спорить с его логикой. Повлиять на него можно, только противопоставляя его целям другие, более благородные и труднее доступные.

Их инициативность и деловитость настолько большие, что никакая критика, даже постоянное ворчание интуитивно-логического интроверта, которым осуждается почти каждое проявление активности, не портит настроения. Даже наоборот, критик успокаивает, показывает, что они сделали и делают достаточно много, что их деятельность замечается. Эти люди несамокритичны в отношении своей деятельности не потому, что ее переоценивают, а потому что недооценивают. Их подозревают в желании быт в центре внимания. А им лишь нужно чувствовать, что окружающий со всех сторон хаос они приводят к какому-то порядку, овладевают им.

Благодаря своей инициативности и требовательности сенсорно-этические экстраверты довольно часто разочаровываются в объектах своих чувств. Те оказываются "не такими", недостаточно понимающими порывы их души. А сущность в том, что нужен человек, к которому можно приспособиться, не приспосабливаясь. О таком и мечтают. Вот как студентка, сенсорно-этический экстраверт, описывает рыцаря своих мечтаний: 0н должен быть красивый и унылый. Глаза большие и печальные. Неразговорчив, не произносит комплиментов. И поэтому создает впечатление недосягаемого. Его мучают десятки проблем, на которые, по-моему, не стоит обращать внимания. Меня притягивают его печаль, серьезность, стараюсь развеселить, поднять настроение, обрадовать. Поэтому, если на вечеринке есть такой парень, я не скучаю, оживляюсь, становлюсь преувеличенно веселой, стараюсь развеселить его, принудить если не к смеху, то хотя бы к улыбке". Это образное описание интуитивно-логического интроверта, который в своих чувствах очень постоянен, не склонен к приключениям, желает полной зависимости от требовательного любимого. Во внимание к нему партнера верит не сразу, ждет долгих доказательств, поэтому-то и выглядит недосягаемым, серьезным и таким нужным энергичному, настойчивому, уставшему от собственного непостоянства сенсорно-этическому экстраверту.

Основная черта интуитивно-логического интроверта: он не только сам редко проявляет инициативу, что в целом характерно почти для всех интровертов, но и подшучивает над теми, кто се проявляет, если без этого можно обойтись. Все деятельные, мол, лезут на сцену, хотят быть в центре внимания или разрываются из-за собственной глупости. Некоторые это воспринимают как трезвость взглядов, объективные, независимые суждения, смелость в высказывании неприятных вещей. Других он настраивает дурно, так как всегда и

везде ухитряется "капнуть каплю дегтя". Интересно охарактеризовал этот чтит Эрих Фромм." "Его можно узнать, писал он, по выражению лица, выглядит обычно так, будто бы принюхивается к дурному запаху; имеет необыкновенную способность омертвлять, тушить все, к чему притрагивается; скучным в общении; там, где появляется, гаснет оживленность, тухнут разговоры; его привлекает все неживое, болезненное, мертвое или механическое". Сам Эрих Фромм интуитивно-логический экстраверт, то есть противоположность интуитивно-логического интроверта. У них нет общих точек мироощущения. Если интуитивный интроверт высказал свое мнение о проповеднике оптимистической философии интуитивном экстраверте, оно звучало бы не менее красочно. (Даже когда люди с противоположными типами ИМ симпатизируют друг другу, они не понимают мотивов активности второго. Отсюда и недоверие) А тот, кому он нужен как психическое дополнение (вспомним, что пишет студентка о парне своих мечтании), является носителем душевного спокойствия и отличается особой глубиной интеллекта.

Интересное свойство интуитивно-логического интроверта уступчивость. Он любит людей сильных, хороню знающих свою дорогу и требующих уступок, люден, которые, освобождают его от необходимости придумывать цели, а сами пользуются придуманными им методами действия. Но уступает лишь в том случае, когда считает, что так будет умнее, нужно, необходимо, иначе нельзя. Говоря по-другому, охотно действует лишь там, где может со спокойной совестью сказать, что вынужден действовать, что иначе нельзя, нет выхода. В эротических отношениях он еще пассивнее, чем в любой другой деятельности. Вся инициатива в руках партнера. Он "уступает", когда иначе "нельзя". Когда иначе неумно, когда требуют обстоятельства, разум, понимание, что выйти замуж или жениться является в каком-то отношении необходимым, правильным.

Интуитивный интроверт склонен к пессимистическому философствованию. Его нередко называют мизантропом. Порой создается впечатление, что он видит вообще только черное и что он сам злое и нехорошее существо. Нет. Он лишь живет, все время будто бы опасаясь, что может что-нибудь проглядеть. Если от какой-нибудь угрожающей неприятности (удачи его меньше интересуют) не предостерегал бы заблаговременно, по-видимому, чувствовал бы себя лишним человеком.

Когда люди что-то делаютс энтузиазмом, чаще всего возможные неудачи забываются. Лишь увидев хорошее настроение, интровертная интуиция начинает напоминать о том, что нечего радоваться, что это доступно любому глупцу и что еще неизвестно, что из этого получится настроение портится, пыл угасает. Зато он непревзойдённый утешитель, когда другим не везет, когда все валится из рук, когда судьба кажется враждебной. Сущность в том, что этот тип боится всех экстравертных эмоций, его раздражают как радостные настроения, которые кажутся ему камуфляжем, мешающим видеть суть дела, так и любое отчаяние, трагизм. Он их гасит. Он сам не может поступать под диктовку эмоций, отсюда отказ от демонстрации чувствительности и склонность смотреть на всех, разрешающих себе быть такими, как на эгоцентричных детей, которых хотя бы изредка полезно возвратить в земную реальность. Вот это-то и нужно сенсорно-этическому экстраверту. Отлично, когда любящее существо может заблаговременно подумать об ожидающих проделках судьбы, охраняет своими предупреждениями от любого удара, неожиданности, а если постигает катастрофа, умеет показать относительность зла во времени.

Кроме того, нужно сказать, что его едкие замечания совершенно не портят настроение людям, которые довольны качеством содеянного. А все сенсорики качеством довольны. Слова "иначе и не могло быть", "выше головы не прыгнешь", которые на индивида с экстравертной интуицией действовали бы как осуждение, очень энергичного сенсорно-этического экстраверта лишь успокаивают. Убеждают, что не его вина, если не сделано еще больше. Одно и то же одного морально успокаивает, другому кажется упреком.

Интуитивно-логический интроверт из отдельных элементов поведения другого человека, его поступков составляет как бы действующую модель. Поэтому его невозможно чем-нибудь удивить. Отсюда его неудовлетворенность теми, в чьем поведении не хватает понятной ему последовательности, а потому нельзя составить модели поведения.

Г. Интуитивные экстраверты и сенсорные интроверты

Первая диада: интуитивно-логический экстраверт (Дон Кихот); сенсорно-этический интроверт (Дюма).
Вторая диада: интуитивно-этический экстраверт (Гексли); сенсорно-логический интроверт (Габен).

Интуитивно-логический экстраверт, как и все другие экстраверты, не любит внимания со стороны других лиц, которое превышает его собственную инициативу. Друзей выбирает сам. Не любит ни уступчивых, которые ему кажутся неопределенными, ни тех, кто пользуется уступками других. Но, как правило, уступает, а не наступает. Является исключительно плохим тактиком. Не только не умеет установить нужную ему дистанцию с людьми, но и не думает о том, какой она должна быть. Не умеет сердиться, упрямиться, отстаивать свои интересы. Поэтому тех, кто старается его использовать не ради какого-то нового, стоящего и сложного, интересного дела, что является его страстью, а ради чьих-то личных, "эгоистических" интересов, он старается прямо рассердить. И поэтому часто славится плохим характером.

Уступок делать не любит. Но то, что делает для дела, даже когда делает за других, не считает уступкой. "За других" не есть "для других". Чувства для него табу, от них нужно бежать. Должен не сомневаться, что любой поступок есть результат объективного логического, а не субъективного этического мышления.

Интуитивно-логический экстраверт видит объективные возможности своих партнеров (но не их чувства). Является исключительно чутким там, где неосторожность может ослабить жизненную активность другого человека. Любит упрямых, очень хорошо знающих, чего они хотят, и вместе с тем веселых, теплых, спокойных сенсорных интровертов. Он человек слова, выполняющий все, что пообещал, если даже это оказывается невыгодным. Его страсть забота о создании условий для жизненной активности других. Поддерживает активность всех людей, поддерживает, руководствуясь своеобразным чувством объективного долга, а не эмоциями. Апелляция к чувству долга (как и к любому другому чувству) выбивает из равновесия, заставляет ощетиниться и восстать. Отношения с ним портятся сразу после намека на необходимость выполнять долг, хотя до этого времени он мог делать гораздо больше, чем это сообразуется со здравым смыслом и нормальной практичностью.

Интуитивно-логический экстраверт никогда и никого не. упрекает. Упрекнуть это значит признаться в чувстве. Это выше его сил. Ему кажется, что у человека просто нет нрава на упреки. Упреков со стороны боится, как и любых других признаков агрессивности, столкнувшись с которыми приходит в ярость. Он и так уже тратит слишком много энергии на подавление чувств. На вызов, то есть на любой упрек, чаще всего отвечает: "Если так, значит, я здесь не нужен" и уходит, хлопнув дверью. Но этих бесконтрольных состояний боится, старается избежать. Одной из причин своеобразного желания перестараться в любой деятельности является желание избежать случайных намеков на долг, а тем самым и потери контроля над своими взаимоотношениями с людьми.

В эротических чувствах очень сдержан. Положение усложняется экстраверсией, которая не позволяет поддаться воле и инициативе другого. Засекреченные чувства созревают долго. Долго сомневается, сравнивает, обдумывает. Иногда нужен год лишь для того, чтобы самому себе, не сомневаясь, сказать "люблю". Еще тяжелее это показать другому. Потому, если только можно, от чувств старается избавиться. Чтобы в глазах другого не показаться смешным, слабым, зависимым и ничтожным. В чувствах партнера и его эмоциональных установках совершенно не разбирается. Допустим, после того, как объяснит себе, что чувство продукт его собственного воображения, из памяти выплывает множество доказательств симпатий любимого. Но как только обрадуется этому и решит, что с собой бороться глупо, память обеспечивает таким же количеством доказательств противоположного толка. Любовь неподвластный, бушующий в психике ураган. Сплошной бред, когда ничем другим невозможно заниматься и ни о чем другом думать. (Это один из самых опасных вариантов платонической любви.) На разговор о чувствах решаются, только когда понимают, что они переросли в хроническую болезнь, от которой необходимо лечиться. Интересно, что не могут от них избавиться, пока нет уверенности (и только до тех нор, пока ее нет) в ответном чувстве. Духовное равновесие восстанавливается, как только исчезает двусмысленность, то есть когда объект определенно отказывается от его симпатий или их принимает. Интуитивно-логический экстраверт из-за объекта любви никогда не конкурирует. Если находится лицо, которое кажется более достойным внимания, уступает без чувства сожаления, ведь свою жизнь старается подчинить логике. Но если объект любви через некоторое время возвращается, ничего, кроме благодарности, не чувствует.

Все интуитивные экстраверты в быту рассеянны, невнимательны, им трудно ладить с окружающим миром вещей, и если живут в одиночку, вокруг царит хаос, перед которым чувствуют себя беспомощными. Эту свою слабость знают, как и то, что другими быть не могут, поэтому их утомляет внимательность других.

В партнеры полностью подходит только дружелюбный постоянно хорошо и оптимистично настроенный сенсорно-этический интроверт (киноактеры Леонов, Броневой, Табаков, Дюма-отец).

Интуитивно-логический экстраверт не говорит ни "я тебя люблю", ни "будь моей". Он с удовольствием отрекся бы от своих чувств как от никому не нужной слабости, но слишком хорошо видит, что это его губит. Поэтому его внутреннему настроению, о котором он склонен молчать, наиболее соответствуют слова "ты меня погубишь". Когда чувствует, что стоит на грани пропасти и его личности грозит полная катастрофа, говорит "ты мне нужен", и чтобы прости господи не обмануть и чем-то другого, открывает ему глаза на все свои недостатки, чтобы тот не покупал кота в мешке. "Мне нужно" убедительно звучит только для уха сенсорно-этического интроверта, которому своих эмоций хватает за глаза, для которого эти слова лучшая из возможных оценок его личности. Для того, кому и своих эмоций не хватает, эти слова прозвучали бы сухо и неубедительно. Даже обидели бы.

Сенсорный интроверт является гедонистом более всех других и поэтому исключительно хорошо чувствует реальность своей физической экзистенции. Так как каждый о другом склонен судить по себе, он думает, что так чувствует себя и другой. Поэтому очень считается с удобством других людей, внимателен и заботлив. Когда симпатизирует человеку. Самое малое, что делает этот тип, не обременяет собой других. Он не может ни просить, ни требовать услуг, все потребности старается удовлетворить своими силами. То, чем сенсорный интроверт так нужен интуитивному экстраверту, можно назвать особой чуткостью и тонкостью, внимательностью к физическому "я" другого. Охраняя мир своих ощущений, охраняет и других. Сенсорно-этический интроверт хороший тактик. В повседневной жизни умеет отстоять свой суверенитет, то есть нужную ему дистанцию с людьми, и не испортить отношений. Что как раз и не получается у интуитивно-логического интроверта. Кроме того, сенсорный интроверт имеет свой динамический ритм повседневной жизни, которого не хватает второму и без которого тот чувствует себя как плющ без опоры.

Сенсорно-этический интроверт очень хорошо чувствует себя в мире чувств и эмоций. Внимателен к чувствам других. Легко различает, кто и насколько его любит и жалеет. Это тип художника, который оценивает жизнь во всех ее разновидностях.. Любит красоту и гармонию. Творит их. Если что делает, делает с чувством и вкусом. На каждый объект труда смотрит как на творение искусства, которое должно восхищать других и самого себя. Даже если это стряпня. В любви он тоже художник. Если объект любви недостаточно внимателен, умеет сравнительно легко удалиться, заменить его другим. Это очень хорошо знающий свои желания и потребности и не перекладывающий ответственности за них на другого партнера. Как раз то, что наиболее нужно интуитивно-логическому интроверту, который сам, по своей инициативе, ни поверить в чувства, ни отказаться от них не умеет.

Интуитивно-этический интроверт своих чувств совершенно не стесняется, умеет желать и добиваться. Но ровно так, как и все интуитивные, старается обойти влечение. Его речи о любви и тоске пламенные, взгляды и улыбки обольстительные. Но его ласки неуверенные, осторожные, больше увлекающие, соблазняющие и спрашивающие, чем дающие или требующие. Поцелуи бесплотные, как прикосновения бабочки. Дальше этого по своей инициативе он идти не может и не умеет, его влечение в присутствии партнера становится неопределенным, он всегда лучше знает, чего желает другой, чем он сам. Отсюда как страх попасть в зависимость от другого, так и страх показаться незнающим или грубым в ласке.

Самое большое удовольствие для всех интуитивных экстравертов, как этических, так и логических, найти выход из положения, которое другим кажется безвыходным. Очень часто живут, разрешая совсем бесполезные для них самих проблемы. Интуитивно-этическому экстраверту особенно доступно решение эмоциональных ситуаций. Благодаря пониманию духовной структуры людей они знают, как сделать им приятное, и не могут удержаться от этого. Поэтому пользуются исключительным успехом среди лиц противоположного пола. Из-за чего, особенно принимая во внимание, что своим вниманием стараются осчастливить каждого, довольно часто пользуются славой очень несерьезных людей и получают прозвище донжуана. Давно установлено, что так называемые донжуаны как будто любят женщин, пользуются среди них большим успехом и вместе с тем боятся интимности, в последний момент "разочаровываются" в своих возлюбленных. Одни психотерапевты объясняли это их сексуальной холодностью, другие что в каждой женщине они пытаются найти свою мать, третьи что им нужна лишь победа над другими мужчинами. Так как бросалось в глаза, что больше внимания уделяется женщинам, имеющим мужа или хотя бы возлюбленного. Но все дело, как видно, в том, что привлечь внимание замужней более сложная и поэтому более интересная задача.

Итак, интуитивно-этический интроверт в чувствах довольно неустойчив из-за своего неспокойного нрава, который диктуется экстраверсией и умением привлекать к себе людей. В европейской культуре его сексуальная сдержанность плюс пламенность чувств исключительно импонируют женщинам. Им близка и понятна эмоциональная смелость, инициативность донжуана и вместе с тем его "неопасность", которую каждая предугадывает заранее. Кроме того, в условиях двух уровней духовных культур: "высшей" мужской и "низшей" женской, женщине исключительно льстило внимание мужчины не к ее телу, а к духовной жизни.

Для его психики физическая идентификация отказ от контроля над ситуацией, полное уравнение себя с партнером, сдача позиций. В результате часто бегут и от физической, и от психической идентификации, но трудно отказаться от "решения сложных ситуаций". Ему нужна упрямая, замкнутая, но полностью доверяющая своему влечению и деловому мышлению женщина. То есть сенсорно-логический интроверт. Если он ее встречает не слишком поздно, пока еще может отказаться от своей эмоциональной власти над всеми и сексуальной свободы от всех, странствия донжуана кончаются. Тогда говорят: "Кто бы мог подумать, что он когда-нибудь станет серьезным".

Сенсорно-логический интроверт чувствует себя отлично как на лоне природы, так и в быту. Если ему что-то нужно, умеет сделать так, как ему нужно, без советов с другими. Определенная последовательность в склонности заботиться о своих удобствах. Движения спокойные, точные, исключительно экономные. Со стороны создается впечатление, что результат их труда всегда больше затраченных усилий. Как будто часть движений спрятана от глаза наблюдателя. Умение взять из окружения то, что оно может дать, не требуя того, чего нет.

Всем сенсорным интровертам присуща черта не показывать на своем лице своих настоящих переживаний и, таким образом, не давать собеседнику информации о споем внутреннем мире. Сенсорно-логический интроверт почти всегда одинаково холодный и загадочный, этический одинаково теплый, заботливый, улыбающийся.

Если интуитивно-логический экстраверт боится показать свои чувства, признаться в них, то сенсорно-логический интроверт боится показать эмоции и всеми способами избегает диктуемых ими посту и коп.

В своих мечтах сенсорно-логический интроверт вынашивает образ идеального партнера, который наиболее подобен интуитивно-этическому экстраверту. Студентка этого типа так описывает рыцаря своей мечты: "Красив, элегантен, но не щеголь, на свою внешность не обращает внимания. Движения неопределенные, им не хватает точности, немного даже неуклюжие. С большими одухотворенными, удивленными глазами. Не знает страха, полон хороших пожеланий, порывов и решительности. 13 любое время может все бросить ради попой возвышенной идеи. Хочу быть его другом, помощником и возлюбленной". Что-то похожее на бесстрашного мушкетера или морского капитана из сказки.

Послесловие автора

Рождается новая наука соционика, наука о шестнадцатитипной природе людей и о закономерностях отношений между ними. Данная работа посвящена одному-единственному отношению: отношению дополнения. Но так как есть шестнадцать типов людей, то и отношения между ними приобретают шестнадцать разных форм отношения тождества, активации, конфликта, контроля, социального заказа и многие другие. Одни из них действуют на психику человека положительно, как, например, отношение активации, другие отношение конфликта, контроля отрицательно. Все это описано в другой нашей работе, в "Теории иптертипных отношений" (1972 г.).

Основная цель данной работы показать, что в проявлениях любви, как и во всех других областях человеческого общения, нет правых и неправых, хороших и плохих. Есть лишь люди с подходящими и неподходящими типами личности или информационного метаболизма (ИМ). Кроме того, есть люди с более уравновешенной психикой. Это те, которым повезло вырасти, жить и работать среди тип с подходящими типами ИМ. И есть люди с менее уравновешенной психикой. Это те, "которым не удалось", потому что их окружение образовано из людей с неподходящими типами ИМ, и взаимодействие его деструктивно.

Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях, мечтали быть понятыми и хотели понимать других. Хотели видеть кругом доброжелательность и сами быть доброжелательными. Мечтали все, удавалось немногим. Сегодня мы знаем, что нельзя мечтать о по-настоящему гармоничной, мирной и творческой жизни общества и отдельного человека, пока люди не поняли своей разнотипной природы и скрытых за своими типами закономерностей общения. Совершенно новым этаном в жизни общества будет такая его реорганизация, которая каждому человеку предоставит возможность для достаточного количества контактов с нужными для его психосоматического здоровья людьми. Трудно сказать, когда сбудется эта мечта, но другой дороги нет.

А. Аугустинавичуте



visits

Community Server